Жилищно-коммунальные услуги: реформа продолжается, очень скоро ощутим последствия

Опубликовано slavkin - пн, 05/10/2021 - 07:26
Ворон

1 мая 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг» от 3 декабря 2020 года № 1060-IX. Под столь неприметным названием своего законотворчества наш законодатель старательно разместил множество «революционных» правовых норм, которые круто меняют правила, рушат привычные представления, вводят новые правовые понятия и юридические механизмы регулирования жилищно-коммунальной сферы. Расскажем об этом более подробно.

Новый закон и многострадальная реформа ЖКХ 
Напомним, новый закон не единственный, которым отечественный законодатель пытается залатать многочисленные бреши в насквозь прохудившемся жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Еще осенью 2017 года украинский парламент уже пытался кардинально вылечить язвы и больные места самой убыточной и проблемной отрасли страны путем принятия нового Закона «О жилищно-коммунальных услугах»от 9 ноября 2017 года № 2189-VIII. Как оказалось, очередной «старт» жилищно-коммунальной реформе действительно был дан, но больше на словах, чем в реальной жизни. За прошедшие почти 3,5 года снова на этом направлении накопилось столько нерешенных проблем и трудностей практической реализации норм закона, что снова пришлось в уже отставший от жизни нормативно-правовой акт вносить новые и существенные изменения.   
3 декабря прошлого года Верховная Рада приняла резонансный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины об урегулировании отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг» (законопроект № 2458). Президент Украины В. Зеленский подписал Закон только 29 апреля, а официальная публикация состоялась 30 апреля с. г. Поэтому Закон от 3 декабря 2020 года
№ 1060-IX (далее — Закон № 1060) вступил в силу только с 1 мая этого года. 

Новая модель и новый порядок заключения договоров о предоставлении жилкомуслуг
По новым правилам, изложенным в статье 14 Закона «О жилищно-коммунальных услугах», по решению совладельцев многоквартирного дома с исполнителем соответствующей коммунальной услуги (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и услуг по поставке и распределению электрической энергии) необходимо заключать договор о предоставлении коммунальных услуг, а именно:
1) индивидуальный договор по обслуживанию внутридомовых систем, который заключается каждым совладельцем многоквартирного дома самостоятельно, при условии, что совладельцы приняли решение о выборе соответствующей модели организации договорных отношений и пришли к соглашению с исполнителем коммунальной услуги в отношении размера платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома;
2) коллективный договор, заключаемый от имени и за счет всех совладельцев многоквартирного дома управляющим или другим уполномоченным сособственниками лицом;
3) договор о предоставлении коммунальных услуг с коллективным потребителем, который заключается с объединением совладельцев многоквартирного дома или другим юридическим лицом, которое объединяет всех совладельцев такого дома и в их интересах заключает соответствующий договор.
Совладельцы многоквартирного дома (объединения совладельцев многоквартирного дома) самостоятельно выбирают одну из моделей организации договорных отношений, по каждому виду коммунальных услуг (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и услуг по поставке и распределению электрической энергии).
В пределах одного многоквартирного дома разрешается избрание различных моделей организации договорных отношений по разным видам коммунальных услуг.
Коммунальные услуги по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии предоставляются исключительно на основании индивидуальных договоров.
Договоры о предоставлении коммунальных услуг могут заключаться отдельно для различных моделей организации договорных отношений (индивидуальный договор, индивидуальный договор с обслуживанием внутридомовых систем, коллективный договор) и для разных категорий потребителей (индивидуальный потребитель (совладелец многоквартирного дома, собственник здания, в том числе владелец индивидуального усадебного жилого дома), коллективный потребитель).
Публичные договоры присоединения о предоставлении коммунальных услуг с владельцами индивидуальных жилых домов считаются заключенными, если в течение 30 дней со дня опубликования текста договора на официальном вебсайте органа местного самоуправления и/или на вебсайте исполнителя услуги такой владелец не совершил действий по отключению (отказу) от коммунальной услуги. При этом размещается уведомление о месте опубликования текста договора в общедоступных местах на информационных стендах и/или счетах на оплату услуг.
С даты введения в действие норм Закона № 1060, регулирующих предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, изменение каких-либо условий договоров о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, приложений и смет (цен/тарифов) в них запрещается и считается ничтожным. Исполнитель таких услуг или управляющий имеет право досрочно расторгнуть соответствующий договор, предупредив об этом потребителей не позднее, чем за два месяца до дня расторжения договора.

Если не будет выбрана модель договорных отношений 
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» договор о предоставлении коммунальной услуги заключается между исполнителем соответствующих услуг и потребителем или лицом, которое в соответствии с договором или законом заключает такой договор в интересах потребителя, или с управляющим многоквартирного дома с целью поставки электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома.
С предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или о внесении в него изменений (кроме индивидуальных договоров, заключенных по иным правилам) может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный в соответствии с типовым договором
В случае если совладельцы многоквартирного дома не приняли решение о выборе модели договорных отношений и не заключили с исполнителем коммунальной услуги соответствующий договор (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и услуг по поставке и распределению электрической энергии), с ними заключается индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги, который является публичным договором присоединения.
Такие договоры считаются заключенными, если в течение 30 дней со дня опубликования текста договора на официальном веб-сайте органа местного самоуправления и/или на веб-сайте исполнителя услуги совладельцы многоквартирного дома не приняли решение о выборе модели договорных отношений и не заключили соответствующий договор с исполнителем коммунальной услуги. При этом размещается уведомление о месте опубликования текста договора в общедоступных местах на информационных стендах и/или счетах на оплату услуг.
В случае заключения публичных договоров присоединения о предоставлении коммунальных услуг исполнители коммунальных услуг размещают требования к качеству соответствующих услуг в соответствии с законодательством и другую необходимую информацию для каждого многоквартирного дома отдельно на официальном веб-сайте органа местного самоуправления и/или на собственном веб-сайте. При этом размещается уведомление о месте опубликования таких требований в общедоступных местах на информационных стендах и/или счетах на оплату услуг.
Если за 30 дней до окончания срока действия договора совладельцы многоквартирного дома не сообщили исполнителю соответствующей коммунальной услуги (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и услуг по поставке и распределению электрической энергии) о принятии решения о выборе модели организации договорных отношений, публичный индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги, заключенный с таким исполнителем, считается продленным на следующий годичный срок.
Публичные договоры присоединения о предоставлении коммунальных услуг с владельцами индивидуальных жилых домов считаются заключенными, если в течение 30 дней со дня опубликования текста договора на официальном веб-сайте органа местного самоуправления и/или на веб-сайте исполнителя услуги такой владелец не совершил действий по отключению (отказу) от коммунальной услуги. При этом размещается уведомление о месте опубликования текста договора в общедоступных местах на информационных стендах и/или счетах на оплату услуг.

Плата за абонентское обслуживание
Совсем еще несколько лет назад украинский потребитель ничего не знал о таком понятии как некая «плата за абонентское обслуживание». Но все течет, все меняется. Отныне это понятие наполнено правовым содержанием и имеет непосредственное отношение практически к каждому виду жилищных и коммунальных услуг. Закон № 1060 дает такое определение: «Плата за абонентское обслуживание—это платеж, который потребитель платит исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору о предоставлении коммунальных услуг (далее —индивидуальный договор) или по индивидуальному договору с обслуживанием внутридомовых систем предоставления коммунальных услуг (далее — индивидуальный договор с обслуживанием внутридомовых систем) (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии), который включает расходы исполнителя, связанные с заключением договора о предоставлении коммунальной услуги, осуществлением распределения объема потребленных услуг между потребителями, начислением и взиманием платы за потребленные коммунальные услуги, обслуживанием и заменой узлов коммерческого учета воды и тепловой энергии (в случае их наличия в здании потребителя), кроме случаев, определенных законом, а также по выполнению других функций, связанных с обслуживанием исполнителем абонентов по индивидуальным договорам (кроме обслуживания и текущего ремонта внутридомовых систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотвода и поставки горячей воды).
 Отныне плата исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору о предоставлении коммунальной услуги, что является публичным договором присоединения, состоит из:
1) платы за услугу рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных коммунальных услуг, определенного в соответствии с законодательством;
2) платы за абонентское обслуживание, которая не может превышать предельный размер, определенный Кабинетом министров Украины;
3) платы за техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей услуги, которая определяется договором между исполнителем и совладельцами многоквартирного дома.
Льготы и субсидии для возмещения расходов по оплате услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий предоставляются в течение срока действия договоров о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Новое определение внутридомовых систем

Законом № 1060 было изменено в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» определение внутридомовых систем. Теперь внутридомовые системы многоквартирного дома — это механическое, электрическое, газовое, сантехническое и иное оборудование в доме, которое обслуживает более одного жилого и/или нежилого помещения, в том числе коммуникации до оборудования потребителя, системы автономного теплоснабжения, бойлерные и элеваторные узлы, оборудование противопожарной безопасности, вентиляционные каналы и каналы для дымоудаления, оборудования лифтов, центральных распределительных щитов электроснабжения от внешней поверхности стены здания до точки присоединения жилого (нежилого) помещения (для систем газоснабжения — от запорного устройства на вводе в дом до запорных устройств включительно перед местами подключения газовых приборов, газопотребляющего оборудования, тепловых агрегатов и т. п).

Вместо заключения

В небольшой по объему статье не представляется возможным дать развернутый и подробный анализ всех новелл введенного в действие нормативно-правого акта № 1060. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что рядовых украинцев в сфере ЖКХ в самом ближайшем будущем ждет немало сюрпризов и неожиданностей. Помнится в народе говорят: «О больное место скорее стукнешься». К слову, Закон № 1060, еще в бытность скандальным законопроектом № 2458, много раз перерабатывался и дорабатывался. И в не последнюю очередь из-за своей антисоциальной направленности, или проще говоря, из-за неумело маскируемого желания власть имущих переложить тяжкое бремя содержания всего жилищно-коммунального хозяйства страны на плечи рядовых украинцев. Видимо, что-то в этом направлении (в смысле удовлетворения желания этит) у нардепов реально получилось. Об этом говорится, между прочим, в выводах Главного юридического управления Верховной Рады (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=67418): «…Однако, при подготовке к повторному второму чтению Комитетом (речь идет о Комитете по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Верховной Рады — И. В.) были учтены лишь предложения технико-юридического характера. Следовательно, считаем необходимым обратить внимание на те положения законопроекта, которые не соответствуют Конституции Украины и не согласуются с законами Украины… Предлагаемые законопроектом изменения не соответствуют конституционным принципам верховенства права и определению Украины правовым государством (статьи 1 и 8 Конституции Украины), а также содержат юридическую неопределенность, которая, как указал Конституционный Суд Украины в Заключении от 20 ноября 2019 года № 6-в/2019, несовместимас принципом верховенства права — одной из основополагающих гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина...)». На словах у них — каждодневная забота государства о каждом, а на деле — многолетний неукротимый рост и непосильное бремя жилищно-коммунальных тарифов.  Хотя кого сейчас удивляет несоответствие слов и дела? Вопрос, скорее, риторический…

Игорь Ворон, юрист.