Конституционный Суд Украины принял Решение относительно обеспечения социальных гарантий для защитников и защитниц Украины

Опубликовано slavkin - пн, 10/17/2022 - 11:26
Ворон

12 октября этого года на официальном сайте Конституционного Суда Украины (https://ccu.gov.ua) было опубликовано Решение № 7-р(ІІ)/2022, которым Конституционный Суд некоторые положения Закона Украины «Про заходи щодо законодавчого забезпечення реформування пенсійної системи» від 8 липня 2011 року № 3668-VI(щодо соціальних гарантій для захисників і захисницьУкраїни)» признал неконституционными. Расскажем об этом более подробно.  

Решение № 7-р(ІІ)/2022
Конституционный Суд Украины 12 октября 2022 года рассмотрел дело по конституционным жалобам Жиденко Владимира Викторовича, Петренко Виктора Алексеевича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) предписаний статьи 2 Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 8 июля 2011 года № 3668–VI (относительно социальных гарантий для защитников и защитниц Украины)» (далее — Закон № 3668) и принял Решение, которым признал оспариваемые предписания Закона № 3668 неконституционными.

Кратко о сути конституционных жалоб
Жиденко В. В. и Петренко В. А. считают, что оспариваемые предписания Закона № 3668 противоречат частям 1, 2 статьи 8, части 5 статьи 17, части 3 статьи 22, частям 1, 2 статьи 46 Конституции Украины.
Жиденко В. В. как участник АТО, «участник боевых действий, проходивший службу в Национальной полиции на должностях офицерского состава и уволенный со службы» считает, что установленные в статье 2 Закона № 3668 «ограничения максимального размера пенсий нарушают его гарантированные Конституцией Украины права человека, содержание и объём которых не могут быть сужены (статья 22 Конституции Украины).
Петренко В. А., который является военнослужащим, участником АТО, участником боевых действий, уволенным в запас, утверждает, что применённые в судебных решениях по его делу предписания статьи 2 Закона № 3668 привели к существенному сужению содержания и объёма существующих его прав и свобод как лица, имеющего право на пенсионное обеспечение в соответствии с нормами предыдущего законодательства Украины, поскольку во время прохождения им военной службы ограничение максимальным размером пенсии на законодательном уровне не было установлено.

Вердикт КСУ

Принимая Решение № 7-р(ІІ)/2022, Конституционный Суд Украины (КСУ) учёл собственные юридические позиции, которые являются значимыми для рассмотрения этого дела, и развил их в этом Решении.
КСУ считает, что из содержания частей 1, 2, 5 статьи 17 Конституции в их взаимосвязи с частью 1 статьи 46, частью 1 статьи 65 Основного Закона вытекает конституционная обязанность государства предоставить специальный юридический статус гражданам Украины, которые находятся на службе в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, членам их семей, а также лицам, с оружием в руках защищающим суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность Украины во время агрессии Российской Федерации против Украины, начавшейся в феврале 2014 года, с обеспечением в соответствии с этим статусом социальных гарантий высокого уровня.
Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции ограничения установлением максимального размера пенсии, назначенной (пересчитанной) по Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 9 апреля 1992 года № 2262–ХІІ (далее – Закон № 2262) и пришёл к выводу, что пенсионное обеспечение как основной компонент социальных гарантий высокого уровня в отношении граждан Украины, которые находятся на службе в Вооружённых Силах Украины и в иных воинских формированиях, а также лиц, которые с оружием в руках защищают суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность Украины во время агрессии Российской Федерации против Украины, начавшейся в феврале 2014 года, не может быть отменено или ограничено.
В Решении Суд отметил, что оспариваемые предписания Закона № 3668, которые ограничивают максимальным размером пенсии, назначенные (пересчитанные) по Закону № 2262, в частности лицам, на которых распространены предписания части 5 статьи 17 Конституции Украины, не соответствуют сущности социальных гарантий высокого уровня для таких лиц.
Этим Решением Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения статьи 2 Закона № 3668, которые распространяют свое действие на Закон № 2262, в том, что они не обеспечивают социальных гарантий высокого уровня, которые должны быть обеспечены государством согласно специального юридического статуса граждан Украины, которые находятся на службе в Вооружённых Силах Украины и в иных воинских формированиях, а также лиц, которые с оружием в руках защищают суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность Украины во время агрессии Российской Федерации против Украины, начавшейся в феврале 2014 года.
Конституционный Суд Украины также отметил, что предписания Закона № 3668, признанные неконституционными, теряют силу через 6 месяцев со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения. КСУ обязал Верховную Раду Украины привести нормативное регулирование в соответствие с Конституцией Украины и настоящим Решением.
Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.
Наша справка. Для тех наших читателей, которые желают более детально ознакомиться с Вердиктом КСУ, сообщаем веб-ссылку на официальный источник, где есть полный официальный текст Решения: https://ccu.gov.ua/dokument/7-rii2022
Игорь Ворон, юрист.