В октябре 2020 года в Украине должны пройти местные выборы. Но текущая ситуация в мире и в Украине, в частности, может внести свои коррективы.
Так, государство уже в 2 раза — 2,155 млрд. грн до 1 млрд. грн – уменьшило бюджет будущих выборов.
Дальше – больше: намеревается переложить финансирование на плечи местного самоуправления, которое и так ели концы с концами сводит из-за пандемии коронавируса и тотального карантина.
О том, чем грозит Украине недофинансирование избирательного процесса, в эфире 11 канала рассказала кандидат социологических наук Надежда Михно.
Эксперт считает, что на данный момент говорить о переносе даты очередных местных выборов нет оснований. Как и о том, чтобы проводить их в электронном формате.
«По дистанционному формату голосования на данный момент Украина не готова организовать и провести любые выборы в электронном формате, поскольку, во-первых, мы не имеем соответствующего уровня охвата техническими интернет-коммуникациями всех избирателей. Но главным является тот факт, что мы не имеем соответствующей политической культуры «прозрачности». И электронный формат — это путь к возможным злоупотреблениям административного давления, манипуляциям, фальсификациям и давлению со стороны влиятельных финансовых групп-спонсоров политических партий. Это путь к возможному подкупу избирателей, ведь уровень электронного управления и безопасности еще достаточно низкий. Постоянная «утечка» персональных данных пользователей рядов государственных электронных серверов – тому прямое доказательство», — сказала Надежда Михно.
Эксперт отметила, что не меньшую угрозу избирательному процессу несет катастрофическое урезание бюджета.
«После принятия изменений в Госбюджет на проведение местных выборов осталось 1 млрд. грн грн. Предыдущая цифра — 2,155 миллиарда гривен. Это может худшим образом отразиться на качестве работы избирательных комиссий. Ведь главным из мотивов для людей, которые там работают, является оплата их труда. А предстоящие местные выборы, к тому же, будут более сложными в администрировании, и доминирующая работа будет лежать именно на членах избирательных комиссий.
Сразу же возникает вопрос, из каких источников будут привлечены средства, которых не хватает? Если принудительно положить эту функцию на местные бюджеты (которые в последнее время уже потеряли часть своих поступлений из-за политики центральной власти) это может привести к ситуации невозможности оплаты труда членов УИК. С другой стороны, увеличивается риск «теневого» влияния финансовым инструментом на членов УИК со стороны групп влияния политических партий. То есть, отказ от полного финансирования очередных местных выборов из Государственного бюджета — это прямой путь к распространению манипуляций и давления на избирательный процесс, что является абсолютно недопустимым.
— Беспристрастность и независимость членов избирательных комиссий на сегодняшний день может оказаться под вопросом, учитывая то, что в реальности политические силы финансируют работу «своих» членов избирательных комиссий. Безусловно данный факт находится вне закона и, по сути, является коррупционной составляющей, которую очень трудно отследить. Обладая большим финансовым ресурсом, политические силы могут задействовать значительное количество членов УИК осуществляя им «доплату» за проделанную работу. Сокращение государственного финансирования создаст благоприятные условия для массового распространения теневой «оплаты труда» членов избирательных комиссий, перечеркивает возможность проведения честных выборов, открывает путь фальсификаций.
Надежда Михно подчеркнула, что факт уменьшения финансирования выборов открывает двери к широкому кругу проблем — от возможной зависимости членов избирательных комиссий до недоукомплектации отдельных ТИК. Ведь понятно, что хотя территориальные избирательные комиссии являются постоянно действующими органами, но перед очередными выборами их состав в значительной степени обновится. И здесь возникает вопрос, удастся ли в нужный срок найти людей, которые согласятся работать при условии «туманности» финансирования.