
Как заявил глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, в Европейском Союзе считают необходимым назначение Верховной Радой новых членов Центральной избирательной комиссии, а также проведение реформирования работы парламента и внедрение других ожидаемых Западом реформ. "Ключевым является принятие во втором чтении законопроектов о рынке электроэнергии, документов, касающихся назначения членов ЦИК, а также принятие законодательства, которое касается судебной реформы", - сказал Мингарелли. Посол также выразил надежду, что изменения в систему электронных деклараций вноситься не будут.
О том, почему Евросоюз, являющийся крупным международным донором и нашим политическим партнером, именно сейчас выразил все эти требования в адрес Украины, корреспондент ГолосUA узнавала у руководителя Центра “Третий сектор”, политолога из Днепра Андрея Золотарева.
- Андрей Владимирович,с чем связано появления подобного заявления Мингарелли?
- Скорее всего, это связано с тем, что международные партнеры Украины начинают подозревать: реформы в нашей стране носят имитационный, декларативный характер. И то, что мы видим — они пытаются найти «знаковые» точки, такие, как е-декларирование, реформа парламента. О которой речь шла еще, помнится, летом. Но воз и ныне там, поскольку проблема ротации членов ЦИК уперлась в элементарную вещь: Президент Порошенко захотел получить контролируемую Центральную избирательную комиссию. Что не очень-то согласуется с требованием пропорционального представительства всех политических сил. Собственно, из-за этого, думаю, и возникла проблема с ротацией членов ЦИК, поскольку стало очевидным, что новый список членов ЦИК не надет понимания и поддержки в Раде. Все уперлось во внутренние политические противоречия. И, думаю, украинскому политикуму просто напомнили, что надо выполнять данные обещания.
- А почему это требование прозвучало именно сейчас?
- Это связано и с Минским процессом, потому что там тоже были определенные обязательства. Причем, подписанные в международно-правовом документе. Но теперь стало очевидным, что они невыполнимы: у Президента нет политического ресурса, чтобы перевести их в практическую плоскость и имплементировать в законодательство. Ну и все это, понятно, на Западе ничего, кроме раздражения, не вызывает. Поэтому, собственно, и хотят в ЕС «сверить часы». Пока еще в достаточно деликатной форме, напоминая, что нужно выполнять взятые на себя обязательства. Очевидно, что Украина, декларируя намерения по очень многим пунктам, чтобы «жить по-новому» и строить государство по европейскому образцу, по целому ряду ключевых позиций не выполняет взятые на себя обязательства.
- Но это уже выглядит, как целый список конкретных требований...
- Думаю, что дальше, скорее всего, уже в 2017 году, обо всем этом нам напомнят уже достаточно жестко. И, вероятно, этот список увеличится. Ведь есть еще целый ряд позиций, пока находящихся вне этого списка, но являющихся знаковыми и принципиально важными.
- Чем это может обернуться?
- По крайней мере, потерей политической поддержки. Это уже стало расхожим мнением, из категории журналистских штампов - что на Западе от Украины устали. Но, тем не менее, подобное имеет место.
В результате помощь, на которую рассчитывает Украина, не будет получена — в том числе и финансовая.
- Значима ли такая опасность для Президента, правительства?
- Безусловно. Но проблема заключается в следующем: ключевой порок украинской власти состоит в том, что она является инструментом для зарабатывания денег, приумножения капиталов. А все остальное, в том числе и декларированный курс на реформы, вторично. И он никуда сегодня не исчез.
- То есть, вы считаете, что с реформами в Украине до 2017 года все будет по-прежнему плохо?
-Да. Ведь политическое реформирование ведет к созданию конкуренции, а Президент концентрирует и укрепляет власть, что как-то не по-европейски...