К сожалению, обстановка в мире и в нашей стране складывается таким образом, что вместо сугубо гражданских мирных юридических проблем мы вынуждены знакомить наших читателей с юридическими аспектами военной направленности. В частности, в этом материале пойдет речь о военном положении. Не так давно на интернет-платформе известного профессионального медиа-ресурса «Юрлига» (https://jurliga.ligazakon.net) была опубликована статья адвоката LegalHouse Веры Ищенко «Введення воєнного стану: які наслідки та обмеження». Учитывая важность этой темы именно сегодня, считаем необходимым рассказать об этом более детально.
Военное положение: что это такое
Напомним, в мае 2015 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 12 мая 2015 года № 389-VIII (далее — Закон о военном положении).
Согласно статьи 1 этого Закона военное положение — это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных её местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, её территориальной целостности, и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, её территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Исчерпывающий перечень с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений определяется в Указе президента Украины о введении военного положения. Такой Указ дополнительно утверждается Верховной Радой Украины.
Военное командование и военные администрации
Военным командованием в условиях правового режима военного положения, согласно положений статьи 3 Закона о военном положении, являются Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины, командующий Объединенных сил Вооруженных Сил Украины, командующие видов и отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующие (начальники) органов военного управления, командиры соединений, воинских частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований.
Военному командованию в условиях военного положения предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения. Для этого военное командование наделяется правом издавать обязательные к исполнению приказы и директивы по вопросам обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка, осуществления мер правового режима военного состояния.
Также, на территориях, на которых введено военное положение, могут образовываться временные государственные органы — военные администрации.
Решение об образовании военных администраций принимается президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.
Военные администрации населенных пунктов образуются в одном или нескольких населенных пунктах (селах, поселках, городах), в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы не осуществляют возложенные на них Конституцией и законами Украины полномочия, в том числе в результате фактического самороспуска или самоустранения от выполнения своих полномочий, либо их фактического невыполнения или прекращения их полномочий в соответствии с законом.
Какие ограничения могут быть введены в условиях военного положения?
Военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (далее — уполномоченные органы) вводить определенные меры правового режима военного положения.
Среди всех мероприятий, которые могут быть введены в пределах временных ограничений, предусмотренных указом президента Украины, основными, касающимися физических лиц,нужно выделить:
1) введение трудовой повинности для отдельных категорий трудоспособных лиц, которые не привлечены к работе в сфере обеспечения жизнедеятельности населения, оборонной сфере и не забронированы за предприятиями, учреждениями и организациями.
Порядок введения трудовой повинности регламентирован Порядком привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины №753 от 13 июля 2011 года (далее — Порядок №753).Порядок №753 дает конкретный ответ на вопрос, кто именно может быть привлечен к трудовой повинности в условиях военного положения.
Так, например, к общественно полезным работам могут быть привлечены исключительно трудоспособные лица в возрасте от 16 лет, которые не имеют ограничений по состоянию здоровья к работе в условиях военного положения, а именно:
- безработные и другие незанятые лица;
- работники функционирующих в условиях военного положения предприятий (по согласованию с их руководителями), — в порядке перевода;
- лица, занятые в личном крестьянском хозяйстве;
- студенты высших, учащиеся и слушатели профессионально-технических учебных заведений;
- лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно.
К общественно полезным работам запрещается привлекать малолетних детей, детей в возрасте от 14-ти до 15-ти лет, женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также беременных женщин в случае, когда выполнение таких работ может негативно повлиять на состояние их здоровья;
2) введение комендантского часа;
3) установление особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств;
4) проверка документов у лиц, а в случае необходимости проведение досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины.
Порядок проверки документов у лиц, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан при обеспечении мер правового режима военного положения был утвержден постановлением Кабинета министров №1456 от 23 декабря 2021 года;
5) установление запрета или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение;
6) запрещение торговли алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе, а также оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами;
7) введение в случае необходимости нормированного обеспечения населения основными продовольственными и непродовольственными товарами;
8) установление для физических и юридических лиц военно-квартирной повинности по расквартированию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;
9) проведение эвакуации населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, в связи с перечнем, утверждаемым Кабинетом министров Украины;
10) издание приказов (распоряжений) об отстранении от работы руководителей предприятий, учреждений и организаций без сохранения заработной платы и за ненадлежащее выполнение ими обязанностей, определенных Законом о военном положении, приказов (распоряжений) о назначении исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций на время действия правового режима военного положения;
11) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изъятие у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан электронного коммуникационного оборудования, телевизионной, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров, а также в случае необходимости других технических средств связи;
12) принудительное отчуждение имущества, в том числе того, что находится в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдача об этом соответствующих документов установленного образца.
В то же время, если предварительно не была возмещена стоимость такого имущества, в дальнейшем должно быть осуществлено полное возмещение его стоимости в порядке, определенном законом.
Если после отмены правового режима военного положения имущество, которое было принудительно отчуждено, сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо имеет право требовать возврата такого имущества в судебном порядке. Также бывший владелец принудительно отчужденного имущества, может требовать предоставления ему взамен другого имущества, если это возможно.
Отдельно следует отметить право уполномоченных органов во время действия правового режима военного положения запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий и право регулировать работу поставщиков электронных коммуникационных сетей и/или услуг, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации, запрещать передачу информации через компьютерные сети.
В местностях, где ведутся боевые действия, введение и осуществление таких мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации (в случае их образования).
Таким образом, в случае введения правового режима военного положения могут быть применены существенные ограничения прав как физических, так и юридических лиц.Однако такие ограничения могут происходить исключительно в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом президента Украины о введении военного положения.Поэтому в случае начала процедуры введения правового режима военного положения информацию относительно круга ограничений, которые могут применяться, будет содержать именно Указ президента Украины, после ознакомления с которым стоит начинать подготовку к введению возможных ограничений.
Игорь Ворон, юрист.