Под Днепродзержинском священник рассказал о деньгах

Опубликовано admin - пн, 09/14/2015 - 07:06
Вчера по завершении Богослужения в Куриловском Храме Рождества Христова духовник общины иеромонах Вячеслав (Евгений Максименко) обратился к пришедшим с наставлениями (текст опубликован ниже) о пожертвованиях в церкви для содержания священнослужителей, обустройства общин и по поводу возникших в последнее время вопросов о материальном благополучии духовенства. Текст обращения духовника Куриловской Христорождественской общины иеромонаха Вячеслава (Максименко) прихожанам о милостыни для содержания священнослужителей и православных общин:  «Братья и сестры! Много вопросов нынче задают люди о финансовом благополучии священнослужителей, откуда должны поступать деньги на содержание батюшки и архиерея, как их должны тратить священники и архиереи, должно ли государству финансировать церкви и получают ли священники пенсию и зарплату! Начну с того, что государство, Божией Милостью, не финансирует Украинскую Православную Церковь Украины. Если государство станет финансировать церковь, выплачивать священнослужителям зарплаты и пенсии, то о каком влиянии на духовное состояние государственных мужей может идти речь, если священник будет зависим от зарплаты, получаемой в сельсовете, горисполкоме или обладминистрации? Церковь была и должна быть самостоятельна, не зависима от государства, иначе она превратится в подразделение, некое «духовно-идеологическое министерство» государства. Люди всегда по своей духовной потребности общения с Богом сами создавали общины и сами принимали решения по их содержанию. Так было всегда и так должно быть. Люди, сами люди, жертвуют деньги, как храмам, так и непосредственно священникам, а уж куда тратит священник, зависит от его потребности и его совести. Так вот, Господом установлено содержание духовенства и общин самим общинами и мы сейчас с вами это исследуем. Итак, содержание храмов и священнослужителей определено единой формой – так называемой десятиной. Для начала давайте определим, что такое десятина, и чем она отличается от пожертвований и иной финансовой поддержки церковной общины и есть ли какие отличия. Для этого нам придется обратиться к Библии и в частности к Ветхому Завету, хотя и в Новом Завете также есть достаточно повелений на сей счет. Во-первых, стоит заметить, что десятина берет свое начало задолго до Моисея и была распространена не только среди евреев, но также и среди других народов, исповедовавших истинного Бога после потопа: «и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего.» (Книга Бытие 14:20); «то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.»(Книга Бытие 28:22); «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.» (Послание к Евреям 7:1-10) Давая повеления о десятине Моисею, Господь только утверждает уже существовавшие законы и описывает их более детально. В частности, десятина названа Святыней Господней: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.» (Книга Левит 27:30-33) Стало быть, десятину нельзя было ни заменять, ни выкупать, а если кто пожелал бы это сделать, то должен все возвратить Господу, прибавив еще также и пятую часть пени за свою попытку уклониться от исполнения повеления о десятине. То есть, десятина - это часть, принадлежащая Господу по праву, а не добровольное пожертвование. В отношении предназначения десятины однозначно сказано, что она используется исключительно на содержание служителей Божьих: «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, — и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете.» (Книга Числа 18:21-32); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.» (Первое послание к Коринфянам 9:13,14) Закон Моисеев помимо основной или первой десятины, являющейся Святыней Господней и идущей на содержание священства, устанавливал также вторую и третью десятины, которые использовались более как наши нынешние добровольные пожертвования и шли на различные цели, в том числе на непосредственное содержание левитов, на пришельцев, на вдов и сирот, а также и для употребления самим приносящим во время особых религиозных праздников: «но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным; ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе. Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно, тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе. Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду. Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, — ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими. Смотри, не оставляй левита во все дни, которые будешь жить на земле твоей.» (Книга Второзаконие 12:5-19); «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.» (Книга Второзаконие 14:22-29); «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне…»(Книга Второзаконие 26:12-14) При этом, вторая десятина, уделяемая левитам, передавалась им напрямую, в то время как первая, основная десятина, обязательно приносилась в храм и распределялась оттуда равно среди всех левитов и священников. Господь ожидает от нас, чтобы мы приносили свои десятины «в дом хранилища», и напоминает, что если мы не делаем этого, то обкрадываем Самого Бога: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.» (Малахия 3:8-12) Сегодня принято, особенно в среде людей духовно невежественных, утверждать, что священники должны быть некими альтруистами, милостивыми более к людям, чем люди к ним, потому что они, священнослужители, обязаны быть копией Бога Всемилостивого и заботится только о душе. Что ж, и на это есть ответ для невежественых лжемудрецов. Сам Господь наш Иисус Христос нисколько не умалил значения десятины, отвечая на подобное в Святом Евангелии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!»(Мф. 23:23,24); «42. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.»(Лк. 11:42) Апостолы практиковали сбор десятины для поддержания служителей ранней христианской церкви, хотя подчас в описании не встречается само слово «десятина», а только упоминается назначение собираемых средств – на поддержание священнослужителей, о чем можем прочесть в Первом послании св.Апостола Павла к Коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.»(13,14); «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.»(16:1-3) Итак, все найденное нами в Священном Писании о десятинах показывает нам, что десятины предназначаются для определенной цели и должны направляться в то центральное место, где происходит оплата труда священнослужителей. Исследовав Библию, мы уверенно можем сказать, что исключительно община, а не государство, только сами люди обязаны содержать духовенство, клирос, пономарей, обеспечивать административное и хозяйственное управление внутри себя. Но в обязанности общины еще и входит десятина, которую следует направлять на содержание, административное и хозяйственное управление епархиального архиерея, а епархия в свою очередь обязана жертвовать десятину на содержание вышестоящей церковной единицы, в нашем случае, митрополии УПЦ. Учитывая полную самостоятельность УПЦ в хозяйственной и административной деятельности на основании Томоса, Киевская Митрополия не совершает внесения пожертвований на содержание Матери-Церкви. Повторяю, что ответственность за расходование благотворительных пожертвований на содержание духовенства несет только духовенство по своей совести и ответственности перед Богом. Если кто-то видит некую несправедливость в роскоши священника или архиерея, чтоб не впасть самому в грех осуждения и зависти, не лучше ли покинуть того священника или архиерея и пойти в храм, где есть тишина вместо суеты, где нет поборов, но принимается милостыня по возможностям и совести прихожан. Что касается распределения пожертвований на строительство зданий и сооружений на территории общины, то в этом случае все финансовые движения должны быть исключительно согласованы с настоятелем и приходским советом для их мудрого распределения. Слава Богу, наш приход живет именно так с самого начала своего образования и будем молить Господа и Пресвятую Богородицу, чтоб не дали мы все повод лишить нас разума и внесения смуты в жизнь нашей общины, нашей православной семьи!».