Страны-соседки, которые чаще всего принимают украинских трудовых мигрантов, еще в марте запретили массово пересекать границы. Уже сейчас на фоне экономического упадка соседние страны начали делать небольшие поблажки для заробитчан. Например, в конце апреля граждане Украины начали получать по почте польские рабочие визы, а Германия и Швеция ждет чартерные рейсы с трудовыми мигрантами из Украины. В это же время украинцы жалуются, что пограничники до сих пор не разрешают пересекать границу пешком, поэтому многим приходиться проезжать 500 метров с одной страны в другую на специальном автобусе за несколько сотен гривен.
"Вести.ua" разобрались, можно ли сейчас попасть в соседние страны и как на этом зарабатывают перевозчики.
Какие страны готовы пускать украинцев?
Соседние страны постепенно выходят из жесткого карантина, чтобы не допустить упадка экономики. Например, в Польше после майских праздников открыли рынки, торговые центры, детские сады, разрешили продолжать строительные работы. А Чехия первой из стран ЕС разрешила выезд граждан из страны. Кроме того, МАУ намерены совершить несколько чартерных рейсов для заробитчан в Польшу, Германию, Великобританию, Финляндию, Швецию. Но многие трудовые мигранты продолжают пересекать границу на автомобилях или пешком. Что происходит на границах?
Польша. Правительство Польши постепенно снимает ограничения для разморозки экономики. Из-за оттока трудовых мигрантов страна остро ощущает нехватку рабочей силы. Карантинные ослабления не коснулись каких-либо изменений на границе между странами. Украинцы могут попасть туда небольшими группами или в одиночку. По правилам, которые опубликовали на сайте польские пограничники, въехать в Польшу сейчас могут граждане страны, иностранцы, которые имеют польскую карту или вид на жительство и перевозчики.
Венгрия. В правительстве Венгрии также разрешили украинцам пересекать границу, но для этого необходимо написать заявление в главное управление венгерской полиции (на почту ugyfelszolgalat@orfk.police.hu) и дождаться ответа. Кроме того, для того, чтобы въехать, нужно иметь пакет документов для работы и справку о медицинском обследовании.
Въезд на территорию Венгрии разрешается только на автомобиле или микроавтобусе, пригодном для перевозки максимум 9 человек. Пассажиры обязаны ехать до пункта назначения только по определенному маршруту и в транспортном средстве, на котором пересекли границу. В противном случае против них заведут уголовное дело. Кроме того, через Венгрию также разрешили ехать в страны Западной Европы, но для этого также необходимо иметь ряд документов. Чтобы попасть туда, нужно иметь гражданство или вид на жительство. Просто получить рабочую визу - недостаточно. Ранее Венгрия сообщила о временных ограничениях для пересечения границы: въезд из Украины в Венгрию, запланированный на период после 20 апреля 2020 года, может происходить только с 16:00 до 20:00.
Словакия. Там с 21 апреля, правительство разработало четырехэтапный план выхода из локдауна - сейчас открываются магазины, рынки, автосалоны, общежития. Границы со Словакией, так же как и с Польшей, закрыты, но люди могут единично проехать по визам в Закарпатской области на пунктах пропуска "Малый Березный - Убля" и "Ужгород - Вышне-Немецкое". В конце апреля Словакия в виде исключения позволила людям пешком пересекать свою границу на автомобильном пункте в Ужгороде, где на "нейтральной полосе" их забирал украинский автобус.
Помимо этого, в привычном режиме работают пункты пропуска на границе с Беларусью, Румынии, Молдовы и России.
Как можно пересечь границу?
Автобусное и железнодорожное соединение со странами-соседками пока прекратили, однако пересечь границу можно на своем автомобиле или на попутке. Пешком пересекать границы можно только в единичных случаях. Как указано на сайте Госпогранслужбы, если человек планирует попасть в соседнюю страну не на автотранспорте, ему придется пересекать границу на автобусах, которые специально выделили для этого пограничники или ГСЧС. Однако, по утверждениям местных жителей, через границу чаще всего везут частники, которые берут с пассажиров деньги.
Популярным остается услуга попуток Blablacar. Каждый день там появляются поездки в разные части Польши и Венгрии. Например, поездка из Киева в Варшаву обойдется примерно в 1300 гривен, туда же из Львова - в 300 гривен. Также можно заказать место в микроавтобусе у перевозчиков, но это будет стоить дороже. Например, проезд в маршрутке из Львова в Будапешт обойдется в 8000 гривен для 4 человек.
Как сейчас наживаются на перевозках?
Из-за того, что государственную границу можно пересечь только на автомобиле, перевозчики предлагают свои автобусы для пешеходов. По рассказам местных жителей, на пунктах пересечения с Польшей курсирует автобус, который собирает с "пешеходов" деньги за пересечение границы. С пассажиров собирают по 50 злотых (это 320 гривен), сажают в автобусы и перевозят несколько сотен метров через границу. При этом в автобус набивается до 80 человек, то есть суммарный незаконный сбор составляет примерно 24 000 гривен за рейс. Хотя такая услуга для людей, которые хотят пересечь границу пешком, должна быть абсолютно бесплатной.
На границе с Венгрией перевозчики также предоставляют такие услуги, хоть берут с пассажиров не такие большие суммы - до 50 гривен. Впрочем, даже с такой оплатой за перевозку в несколько метров бизнес получается очень рентабельным. Важной проблемой есть и то, что перевозчики, пытаясь максимизировать прибыль, загружают людей в автобусы по нормам обычного времени, а не карантинного. Поэтому пешеходное движение по сравнению с такими перевозками кажутся более безопасными.
Кто это "крышует"?
Пограничники на польской границе утверждают, что платные автобусные перевозки в пункте пропуска "Корчева-Краковец" организовала Львовская ОГА, а ответственным за это называют заместителя председателя Тараса Греня. По данным издания Zaxid.net, пограничники получили от него контактный телефон лица, ответственного за эти перевозки - этот номер принадлежит руководителю управления транспорта Львовской ОГА.
Львовские и закарпатские власти говорят, что не отвечают за то, что происходит на пункте пропуска. Сотрудники Госпогранслужбы утверждают, что их делом является только оформление пересечения границы и меры по противодействию карантина, а "к организации курсирования автобусов и установления оплаты проезда в них" отвечают перевозчики. Хотя местные говорят, что на многих пунктах пропуска такие перевозки крышуют и пограничники, и полиция.
Эту ситуацию можно было бы исправить несколькими путями. Во-первых, власти могут отменить постановление о пересечении границ исключительно на автомобиле. Во-вторых, можно было бы обеспечить бесплатным транспортом все пункты пропуска. В-третьих, легализировать деятельность перевозчиков под контролем государства, чтобы те соблюдали санитарные и финансовые правила. Так, чтобы люди заранее знали, что за пересечение границы надо будет платить, понимали, какова цена, а заработанные средства шли в бюджет. Но, к сожалению, пока кто-то зарабатывает на этом, такая инициатива остается далекой от реальности.