Уже в этом году Кабмин намерен продолжить работу над монетизацией льгот — это предусмотрено в планах правительства на 2016 год. "Сегодня" выяснила, какие именно "бонусы", имеющиеся у населения, хотят заменить наличными, плюсы и минусы инициативы, а также — хватит ли на это денег в бюджете.
Четкого плана действий и законопроекта по монетизации нет, его только разрабатывают. "Есть отдельные предложения (например — выдавать деньги на проезд студентам вместо 50%-ной его оплаты, или пенсионерам, имеющим право на бесплатные лекарства и т. д.). Но цельный документ пока не разработан — это очень сложно", — разъяснил нам замглавы комитета соцполитики ВР Сергей Каплин. Это легко понять — ведь со временем монетизировать придется также льготный отдых в санаториях, и многое другое.
Первые шаги Кабмин уже сделал. Более года назад премьер Арсений Яценюк поставил задачу сократить число льготников вдвое (сейчас их — до 17 млн чел.). Полностью задача не выполнена, но тем, у кого доходы за последние полгода превышали 1710 грн/мес., льготы по комуслугам заменили на субсидии (для многих сумма субсидий меньше, ведь льгота по "коммуналке" составляла 50—75%). На вопрос "Сегодня" о подготовке к монетизации льгот, министр соцполитики Павел Розенко ответил: "Работаем над этим". Ранее Розенко нам говорил, что в ближайших планах министерства — замена деньгами бесплатного проезда: "Хотелось, чтобы каждый малообеспеченный льготник имел достаточную сумму для проезда. Но важно пояснить людям, что изменилась система: право на бесплатный проезд осталось, но нужно купить билет или жетон, за деньги государства. Если будет финресурс и политическая воля, запустить механизм можно за 2—3 месяца".
Экономисты напоминают, что льготы монетизированы практически во всем мире, а в нынешней их форме продолжают эксплуатироваться только в постсоветских странах. По мнению ст. консультанта по вопросам соцзащиты населения Института местного самоуправления Антона Левицкого, сначала надо монетизировать бесплатный проезд, так как эта льгота — самая распространенная. К тому же она не выполняется в глубинке (пенсионерам положено ездить бесплатно в пригородных автобусах, но их не возят, так как перевозчики частные), а гортранспорт переполнен пенсионерами, имеющими безлимитный проезд. При этом госказна затраты транспортникам полностью не компенсирует, ссылаясь на то, что нет механизма учета льготников. Как рассказал нам Левицкий, еще в 2012 году их институт предложил ввести норму на 10—12 поездок в месяц: в собес, поликлинику, на рынок — и выдавать на них деньги всем, кому положена льгота. "Но власти хотят оплачивать проезд по факту использования, это им дешевле. А подсчитать число льготников-пользователей они не могут физически — нет системы учета".
А вот политолог Вадим Карасев против "живых" денег на льготы, прежде всего на проезд: "Надо выдавать проездные билеты — на месяц, либо на число поездок в пригородном транспорте. Заодно и решим проблему учета. Также со временем надо поступить и с другими льготами: лечение, оздоровление, стоматология. Но говорить о монетизации преждевременно, пока не начнет развиваться экономика — сейчас у нас на это не хватает денег".
В ЕС также есть льготы, но не за заслуги. Например, в Польше студенты имеют право на бесплатный проезд или, при польских корнях студента-иностранца, даже учиться бесплатно.
В Финляндии инвалиды и многодетные семьи могут получить скидку на аренду, или вообще проживать в квартире бесплатно, а молодым мамам выдаются обязательные спецкоробки с детской одеждой, постелью и игрушками (сама коробка может использоваться как кроватка). Во Франции дети могут бесплатно ездить в школьном автобусе. "Для бедных детей питание в школах бесплатное. Это хорошо, ведь ежедневно обед может стоить 3—6 евро, а присмотр няни — 1—3 евро", — рассказала нам француженка Людмила Морин.