Кабмин внес в парламент законопроект, которым предполагается повысить минимальную зарплату и прожиточный уровень не с 1 декабря текущего года (как предусмотрено госбюджетом-2015), а с 1 сентября. Общий прожиточный уровень предложено установить в 1330 грн в месяц, а минимальную зарплату – 1378 грн (сейчас она 1218 грн), пишет "Сегодня".
Безусловно, цифры эти печальные – на такие деньги можно разве что пытаться выживать, а не проживать. Но и требования некоторых активистов установить прожиточный минимум в 7 тыс. грн далеки от нынешней экономической реальности в стране.
Прожиточный минимум определяется нормативным методом и официально устанавливается практически во всех странах. Правительствам и законодателям он необходим для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, формировании бюджетов, определения минимального размера оплаты труда, социальных пособий и выплат, стипендий. Поэтому оппозиция и профсоюзы (там, где они представляют собой реальную силу) давят на власть, требуя повышения этого показателя. Если же таких сил нет, то этим приходится заниматься активистам-общественникам.
Устанавливается прожиточный минимум на основе оценки стоимости так называемой потребительской корзины. Ее состав отличается в разных странах. Закон Украины "О прожиточном минимуме" (1999 г.) определяет, что в нее входит достаточный для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья набор продуктов питания, а также минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Наборы эти формируются Кабмином и обновляются не реже одного раза в пять лет.
Все последние украинские правительства игнорировали этот пункт закона, т. к. по сей день используется состав потребительской корзины, установленный постановлением Кабмина №656 от 2000 г. (!).
Нарушается и другое положение закона, которое гласит, что прожиточный минимум устанавливается правительством после проведения научно-общественной экспертизы сформированных наборов.
Последнее обстоятельство использовали активисты для подачи 5 апреля этого года судебного иска к правительству с требованием провести ревизию составляющих прожиточного минимума и установить его на достаточном уровне. Возможно именно это заставило Кабмин 24.06.2015 г. поручением № 12785/9/1-15 поставить задачу Минсоцполитики, Минэкономразвития, Минздраву и Минфину провести научно-общественную экспертизу состав потребительской корзины. О ходе реализации этого поручения пока ничего не известно. Вместе с тем нормативное наполнение потребительской корзины за 15 лет по многим позициям перестало отвечать реальным потребностям людей.
Вряд ли набор продуктов питания, входящий в корзину, можно считать достаточным для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья, как записано в законе. О нормах потребления предметов одежды, лекарств, жилищно-коммунальных услуг и др. говорить не будем – там картина столь же нерадостная.
Всего Украине в потребительскую корзину входит около 250 товаров и услуг, в США ее составляют 300 позиций, в Великобритании – 350, в Германии – 475, во Франции – 250, России – 156. Французы включили в корзину расходы на посещение парикмахерской, покупку лака для волос, геля для душа, аппарата для исправления зубов, питания для кошек и собак; предусмотрены расходы на аренду автомобилей и проезд на такси. В Великобритании в корзину заложены шампанское и пиво, МР3-плеер и большой перечень товаров для дома, включая расходы на садовника.
Корзина в США предусматривает расходы на табачные и алкогольные изделия, на образование, мобильную и компьютерную связь. Что касается методики, то например, в США потребительские корзины разрабатывают на основе так называемого бюджета Геллера, который представляет собой бюджет среднестатистической семьи из четырех человек (муж, жена, сын 13 лет, дочь 8 лет), потребляющих типовой набор товаров и услуг, количество и качество которых стандартно, а стоимость исчисляется в рыночных ценах текущего года. В структуре этого бюджета продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47%, другие товары и услуги — 23%.
Иногда считают, что потребительскую корзину используют при расчете инфляции (индекса потребительских цен – ИПЦ). На самом деле это не так.
Органы государственной статистики рассчитывают ИПЦ на основе потребительского набора товаров (услуг) – представителей (так называемый потребительский набор). В соответствии с законом о статистике, этот набор определяется Госстатом по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами, общественными организациями и научными учреждениями. Включение товаров (услуг) – представителей в потребительский набор проводится на основании данных о фактической структуре денежных расходов населения. В его состав, в первую очередь, входят товары и услуги, которые больше и чаще потребляют домохозяйства, независимо от того, регулируются (устанавливаются) цены (тарифы) на них или они носят свободный (рыночный) характер.