Вынужденная остановка «ДнепрАзота» - это главная новость последних дней новость, и новость, к сожалению, неприятная. Сегодня подробности того, что же стало причиной этого, рассказывает председатель правления АО «ДнепрАзот», депутат Каменского городского совета Сергей Сидоров.
- Сергей Леонидович, вопрос, который интересует очень многих – что произойдет с трудовым коллективом?
- Большая часть 4-х тысячного коллектива переведены на 2/3 оклада, это – работники тех участков, которые не могут быть обеспечены работой по специальности. В то же время такие службы, как охрана, диспетчерская, «скорая помощь», пожарные, водный узел работают в штатном режиме с выплатой окладов и тарифов. Я думаю, все понимают, что останавливать сейчас эти службы нельзя, поскольку они обеспечивают сохранность имущества АО, соблюдение санитарных норм, экологическую и пожарную безопасность, как для предприятия, так и для окружающей среды. Мы сохраняем оптимизм и уверенность в том, что успешно преодолеем сегодняшние трудности, поэтому основной задачей считаем обеспечение сохранности не только имущества, но коллектива «ДнепрАзота».
- Вы уже не раз говорили, что главная причина остановки «ДнепрАзота» - это резкий скачок цен на природный газ – основное сырье предприятия. Нельзя ли более подробно об этом, языком цифр?
- Давайте подсчитаем вместе. В производственной себестоимости аммиака – нашей основной продукции – львиная доля, примерно 90%, составляет стоимость природного газа. С марта текущего года его цена выросла на 2004 гривны и сегодня составляет 11772,8 гривны за 1000 кубометров. Это – цена от «Нафтогаза Украины», с учётом стоимости транспортировки и НДС. Чтобы получить одну тонну аммиака, надо 1130 кубометров газа. То есть, в себестоимости тонны аммиака уже присутствует примерно 13,3 тысячи гривны. Пересчитываем на доллары, по сегодняшнему курсу это – примерно 509. А ведь этот аммиак еще надо произвести, потратиться на электроэнергию, выплатить заработную плату и налоги, залить аммиак в цистерны и доставить до места назначения! Место назначения – это порт Южный, доставка туда тонны аммиака по ценам «Укрзализныци», с затратами припортового завода и перевалкой на борт судна обходится предприятию около 30 долларов. А теперь самое интересное – в том же Южном аммиак продается по ценам мирового рынка, на сегодняшний день это – 230 долларов. Дальше продолжать? О какой прибыли или хотя бы нулевой рентабельности предприятия может идти речь?
Примерно та же ситуация с карбамидом – на производство одной тонны этого удобрения необходимо 570 килограмм аммиака. Во сколько обходится аммиак, я уже рассказал. Нетрудно вычислить, что в себестоимости тонны карбамида, только стоимость газа на это количество аммиака, обходится в 290 долларов. А цена карбамида в порту Южный – тоже около 230 долларов. Как говорится, дальше ехать некуда, при такой «экономике» ни одно предприятие не выживет. Как вы понимаете, это и явилось основной причиной нецелесообразности пуска предприятия.
Кстати, стоим не только мы – стоят родственные предприятия отрасли в Северодонецке, Черкассах, Ровно, стоит и Одесский припортовый завод. Иногда на какой-то период они запускаются, и то лишь за счет дешёвого импортного, в основном российского или белорусского аммиака, для производства аммиачной селитры. Насколько нам известно, в этих странах цена природного газа для промышленности регулируется государством.
У нас же несколько иная технология, не позволяющая производить карбамид из привозного аммиака, а эффективно работать при таких драконовских ценах на газ мы не можем.
- 50 тысяч жителей Соцгорода и «БАМа» волнует вопрос отопления предстоящей зимой. Ведь теплоноситель поставляла ТЭЦ «ДнепрАзота»…
- Боюсь, что при нынешней ситуации ничем помочь нашим гражданам мы не сможем. Во-первых, не будет газа по нормальной цене – не будет и работы ТЭЦ. Во-вторых, даже если произойдет чудо и получится где-то выбить газ только для ТЭЦ, запустить ее в работу не получится по чисто техническим причинам. У котла теплоэлектроцентрали есть так называемый нижний порог мощности, если мощность будет меньше, чем этот порог, котел работать не сможет – такова его конструкция. Если весь вырабатываемый пар этим котлом считать за 100%, то при работающем предприятии на нужды производства идет 80%, а на обогрев Соцгорода и «БАМа» - лишь около 20%. Допустим, запустили мы ТЭЦ, 20% мощности отдали на обогрев указанных жилмассивов, а куда девать остальные 80% пара и на что списывать потраченный на него газ? Выбрасывать в атмосферу? Строить конденсационную установку? Но это на сегодня практически невозможно технологически, да и стоит бешеных денег! Откуда их взять, если нам и предприятие запустить-то не за что? Вот такие реалии нашего простоя, иных пока нет.
- Как известно, «ДнепрАзот» - единственное предприятие в Украине по выпуску хлора. Его выпуск тоже остановлен?
- Да, ведь для производства хлора нужны и аммиак, и СО2, и пар. Всего этого, как вы понимаете, сегодня нет. Без хлора останется не только Аульская хлороналивная станция, которая снабжает хлорированной водой и Каменское, и большую часть Днепроперовской области, но и подобные объекты по всей стране. Думаю, что хлор они найдут где-нибудь за границей, заплатят за него валютой, как и в случае с аммиаком. И уйдут деньги в другие государства, создавая там рабочие места, наполняя тамошние бюджеты налогами. А украинская химия, и «ДнепрАзот» в частности, останутся без работы и без денег. Неужели это правильно? Неужели правильно, что наши селяне будут покупать удобрения за рубежом, а свои производители-химики будут не у дел? Это по-хозяйски, по- государственному? Сегодня государство обязано вмешаться в ситуацию. Чтобы мы снова заработали на полную мощность, надо либо снижать цены на газ до экономически обоснованного уровня, либо остаётся надеяться на повышение цены на аммиак и карбамид на мировом рынке. Повлиять на второе, понятно, не в наших силах – не мы диктуем цены в мире, а первое, думаю, вполне возможно.
Если только Государству Украина нужна своя мощная химическая промышленность!
- Каковы еще последствия остановки «ДнепрАзота» для Каменского?
- О ТЭЦ и хлоре я уже говорил. Кроме того, резкое падение уровня зарплаты наших работников больно ударит по городскому бюджету – ведь резко упадут платежи налога на доходы физических лиц, проще говоря, налога на заработную плату. 4000 человек без достойной зарплаты – это неминуемый рост социальной напряженности в Каменском. Неработающий «ДнепрАзот» - это и сворачивание всех социальных программ помощи нашего предприятия городской громаде – мы ведь постоянно помогали Южному району и всему Каменскому и в коммунальных делах, и в содержании больниц, школ, детсадиков, поддерживали пенсионеров и так далее. А еще мы содержали лучший в городе Дворец культуры «Химик», профилакторий с таким же названием, спортивный клуб «Проминь», активно участвовали в воссоздании Соцгородского парка. Не будет производства – не будет денег, и все вышеперечисленное может кануть в Лету.
- Скажите, что сегодня делается для исправления ситуации?
- Все, что в наших силах. Мы информировали Службу безопасности Украины и Государственную службу по чрезвычайным ситуациям о том, что наша остановка – это угроза безопасности страны. Наш профсоюзный комитет обратился во все общественные организации Украины с просьбой сказать свое веское слово в поддержку «ДнепрАзота» на всех уровнях. Сейчас вместе с мэром и городской громадой готовим обращение в Кабинет министров Украины с просьбой принять все меры для возобновления работы предприятия. Поможет? Надеюсь. Я уже говорил, что по натуре являюсь оптимистом, у нашего предприятия были сложнейшие периоды, но мы выжили, не развалились. Поэтому еще раз призываю азотчиков и всех каменчан – не надо паники, главное сегодня – сохранить предприятие и трудовой коллектив.
И уверен – мы еще будем работать вместе!