Аналитики журнала Forbes не уверены, что у экс-заместителя главы Днепропетровской облгосадминистрации Геннадия Корбана получится в качестве компенсации за утерянную собственность в Крыму отобрать у россиян киевский ТРЦ Ocean Plaza. Об этом говорится в большой статье журнала.
«Активы на материке взамен отобранных в Крыму – такую формулу взаимозачета предлагает бывший заместитель главы Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан. Задуматься о взыскании ущерба бизнесмена-чиновника заставил собственный горький опыт – его гостиницы в Ялте были «национализированы» уже на следующий день после отставки, имущество описано. Всю эту драматичную историю Корбан экспрессивно описал в своем Facebook. Выход из неприятной ситуации был предложен двумя абзацами ниже: забрать в счет потерянных активов имущество российских бизнесменов на материке. Крымские потери он считает эквивалентными стоимости киевского ТРЦ Ocean Plaza, владельцами которого являются, по словам днепропетровского бизнесмена, ближайшие друзья Владимира Путина – братья Ротенберги.
«Должен заметить, что я буду вынужден применить весь арсенал эффективных методов смены собственников, который получил, так сказать, в прошлой жизни», – озвучил Геннадий Корбан намек, понятный всем, кто хоть немного знаком с историей украинского бизнеса.
Forbes, воздерживаясь от пожелания удачи бизнесмену, решил проанализировать, каковы шансы господина Корбана добиться желаемого.
В связи с последним сообщением от Геннадия Корбана точно можно сказать одно: общество явно разочаровано перспективами получения компенсации от России за «национализированное» в Крыму имущество.
Действительно, пострадавшему от крымской «национализации» вполне возможно выиграть у России дело в международном инвестиционном арбитраже или Европейском суде, и даже получить решение о взыскании компенсации по рыночной стоимости.
Однако получить решение – только полдела, надо его исполнить. Пока что все указывает на то, что Россия не станет исполнять «крымские» решения добровольно. Соответственно, проблема крымских «национализаций» упирается в проблему принудительного взыскания с России присужденной компенсации.
К сожалению, на сегодняшний день перспективы эти не слишком радужные. Решения Европейского суда, как известно, на практике вообще не исполняются принудительно. Предусмотренная Конвенцией санкция за неисполнение – исключение государства-нарушителя из Совета Европы – до сих пор так ни разу и не была применена. Вряд ли велика ее эффективность и в отношении России, которая и так лишена голоса в ПАСЕ и декларирует дальнейший курс на самоизоляцию.
По решению инвестиционного арбитража, теоретически, имущество должника можно преследовать во всех государствах-участниках Нью-Йоркской конвенции 1958 года, то есть по всему земному шару. На практике, однако, успешные взыскания против суверенных государств встречаются достаточно редко.
Во-первых, по решению против России как государства и имущество можно взыскивать только с России как государства, но не государственных предприятий, и уж тем более – не с «друзей Владимира». Но имущества именно государства за рубежом не так уж много, основной бизнес ведется обычно через формально частные компании, такие как «Газпром» или «Роснефть».
Во-вторых, исполнение арбитражного решения требует, чтобы такое решение было признано судом по месту взыскания. Однако Россия и ее имущество в зарубежных судах пользуется целым рядом иммунитетов, и подать против нее иск совсем не просто.
Безусловно, случай теперешней России уникален. В отличие от ранее бывших под долгосрочными западными санкциями государств, таких как Иран или Ливия, РФ по-прежнему является крупным игроком и продолжает гнуть свою линию. Российские СМИ любят проводить аналогию с Китаем – крупнейшей экономикой, также пострадавшей от санкций после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, но быстро восстановившейся. Правда, в отличие от России, Китай тогда не стал усиливать конфронтацию и вводить встречные санкции. Дэн Сяопин подтвердил все обязательства в отношении западных партнеров, и такая стратегия себя оправдала: буквально через несколько лет санкции были де-факто сняты.
Россия же, судя по всему, вполне может пойти на эскалацию конфликта и спровоцировать западные страны на усиление санкций. К примеру, на Западе могут отказаться от признания иммунитета в отношении российских активов или арестовать активы российских компаний за рубежом. Процедура введения существующих санкций показывает, что США и ЕС вполне способны на «черные списки», руководствуясь собственными критериями и принципами целесообразности. Если такие же принципы будут введены в действие в сфере иммунитетов, взыскание по решениям против Российской Федерации фундаментально упростится.
Хороший пример, о котором, к сожалению, редко вспоминают – Иранская революция 1979 года. После захвата американского посольства в Тегеране президент Картер арестовал иранские активы на территории США на сумму более $10 млрд. Под арест попали активы как правительства Ирана, так и «подконтрольных ему лиц». Этот мощнейший фактор привел Иран за стол переговоров. По Алжирским соглашениям между Ираном и США, весь ущерб иностранным инвесторам от действий иранских революционеров рассматривается специальным международным судом: Iran-US Claims Tribunal. Две трети арестованных активов обеспечивают выполнение решений этого суда, одна треть возвращена Ирану.
Тем не менее, пока всего этого не произошло, на сегодняшний день надежных рецептов решения проблемы взыскания по-прежнему не существует. Поэтому совсем не удивительно, что пострадавшие от российского произвола в Крыму ищут другие пути, которые, по их мнению, лежат на поверхности и лишь по политическим мотивам не реализуются.
Достаточно очевидно, что вслед за получением господином Корбаном «компенсации» за счет Okean Plaza развернется такая «охота на русских ведьм», которая наглухо похоронит любую инвестиционную привлекательность Украины (и так невысокую в условиях текущей войны). Поэтому и правительство, и президент будут вынуждены очень жестко и быстро реагировать на любые попытки начать «собственную войну» с Россией.
К сожалению, если мы собираемся строить долгосрочное сотрудничество с Европой и западным миром, действовать необходимо на их принципах: предсказуемо, надежно и законно».