Как мы уже сообщали, экономическая блокада Донбасса уже привела к тому, что в энергетике Украины объявлено чрезвычайное положение. Причем наиболее «чрезвыйчаной» может оказаться ситуация в Днепропетровской области, которая в списке кандидатов на веерные отключения – одна из первых. Но вот в Каменском может сложиться чрезвычайное положение не только в энергетике.
Речь идет о том, что из-за прекращения поставок кокса из Алчевска может остановиться главное предприятие города – ПАО «Днепровский меткомбинат». А это – около 12 тысяч человек, которые могут остаться без работы и заработной платы плюс члены их семей. Представляете, что произойдет, если на улицы хлынут 12 тысяч безработных? Если десятки миллионов гривен от ДМК перестанут поступать в местный бюджет? Если, наконец, работник ДМК перестанут платить на рынках, в магазинах, в автобусах и трамваях, не будут оплачивать коммунальные услуги? Положение может быть действительно чрезвычайным, и последствия остановки ДМК страшно даже прогнозировать.
И руководство, и профсоюз «Металлургов» комбината уже обратилось к высшим руководителям Украины с просьбой вмешаться в ситуацию с блокадой и спасти ДМК от остановки. В то же время в самом Каменском находятся эдакие умники-«экономисты», которые рассуждают – мол, почему менеджмент и акционеры комбината не озаботились диверсификацией поставок кокса, то есть не нашли другого поставщика кокса, кроме «Алчевсккокса»? Хотелось бы рассказать таким горе-специалистам, как складывается рынок кокса в Украине на самом деле.
Как известно, в нашей стране есть сразу несколько коксохимических заводов, которые смогли бы обеспечить ДМК коксом: Авдеевский КХЗ, Днепрококс, Евраз-Южкокс (бывший Баглейкокс) и Днепродзержинский КХЗ (так называемый «нижний» коксохим). Теперь давайте рассудим, смогли бы эти заводы стать надежным поставщиком кокса для ДМК.
Итак, Авдеевский КХЗ, входящий в группу «Метинвест» (за которой «угадывается» донецкий олигарх Ринат Ахметов). Во-первых, сейчас это предприятие оказалось в эпицентре боевых действий, и никто не сможет дать гарантию его стабильной работы и, соответственно, поставок продукции. Во-вторых, Авдеевский КХЗ потребляет коксующиеся угли, которые добываются на неподконтрольной Украине территории Донбасса, то есть завод сам из-за блокады оказался на грани остановки. В-третьих, этот завод призван, в первую очередь, обеспечивать коксом металлургические гиганты, принадлежащие «Метинвесту» - те же мариупольские «Азовсталь» и меткомбитнат имени Ильича. Понятно, что для ДМК кокс бы там отгружался по остаточному принципу, что никак не устраивает каменских металлургов. И, наконец, в-четвертых – Авдеевский КХЗ, как мы уже писали выше, контролируется Ринатом Ахметовым, и стать постоянным покупателем авдеевского кокса для ДМК значило бы окончательно «сесть на иглу» Ахметова. Сегодня Днепровский меткомбинат покупает у горно-обогатительных комбинатов Ахметова железорудное сырье, у «Днепрооблэнерго», принадлежащего тому же Ринату Леонидовичу – электроэнергию. Если к сырью и электроэнергии добавится еще и кокс, то можно смело говорить, что Ахметов «наступил на горло ДМК» и полностью взял комбинат под свой контроль. А вместе с комбинатом – и весь город Каменское. Тогда уж точно можно было бы наш город называть «Ахметовское», а команду «Сталь» переименовывать в «Шахтер-2» (или 3, или 4).
Те же причины всплывают и при изучении ситуации с Днепродзержинским коксохимом. Хотя он все еще числится за «Евразом», на самом деле этот завод – в орбите «Метинвеста», и устойчивое сотрудничество с ним для ДМК обернется тем же, что и с Авдеевским КХЗ. Тем более, что ДКХЗ также из-за блокады может остановиться.
Идем дальше. В Днепре есть «Днепркокс». Но, во-первых, мощности этого предприятия не позволяют обеспечить коксом такой гигант, как ДМК. А во-вторых, «Днепркокс» принадлежит российской группе «Евраз» и «заточен» на поставки кокса на Днепровский металлургический завод (бывшая «Петровка»). Вряд ли бы на «Евразе» согласились спасать ДМК в ущерб родному ДМЗ.
Остается «Евраз-Южкокс». Этот завод принадлежит группе «Евраз» российского олигарха Романа Абрамовича. Здесь – свои нюансы. Во-первых, там проблемы с расчетами за кокс - в условиях нынешнего затяжного экономического кризиса, проседания мировых рынков металла и задержек с возвратом НДС и оплаты за отгруженную металлопродукцию Днепровский меткомбинат просто не имеет возможности своевременно оплачивать полученный от Баглея кокс. А есть и некий политический момент – «Евраз-Южкокс» работает на коксующихся углях, которые поставляются из России! То есть, заказывая кокс у «Евраз-Южкокса», каменские металлурги обеспечили бы работой и заработной платой не украинских, а российских шахтеров! Устраивает ли это наших патриотов? Если блокада Донбасса будет продолжаться, то где-нибудь в российском Кузбассе, например в Кемерово или Новокузнецке (или в Сибиргине, Белово и Ерунаково – поселки Кузбасса, где добывают уголь) впору будет ставить памятник тем, кто заблокировал железные дороги в Донбассе. Ведь блокираторы и ситуацию в Украине раскачали, доведя ее до чрезвычайной, и российских шахтеров работой обеспечили...
Пока неясно, чем закончится блокада Донбасса. Хочется только верить, что здравый смысл возьмет верх и до чрезвычайного положения что в энергетике, что в металлургии все же не дойдет.