Специально для сторонников «военно-транспортного коммунизма» в Каменском

Опубликовано slavkin - сб, 09/03/2022 - 18:18
автобус

Информация о предстоящем повышении тарифов на проезд в автобусах в Каменском вызвал немало эмоций.
Понятно, что эмоции эти в основном отрицательные: народ считает, что новые тарифы завышены, что денег у людей и так нет, что городские власти должны дотировать фирмы-перевозчики за счет бюджета, чтобы не повышалась оплата за проезд, даже появились рассуждения, что на время войны проезд надо вообще сделать бесплатным.
Давайте попробуем разобраться с такими мнениями. Для начала – о том, что проезд должен быть бесплатным. Да, в истории известны случаи, когда во время войны в общественном транспорте ездили бесплатно, это иногда называют «военным коммунизмом». Но ведь тогда и деньги-то не сильно ходили: продукты и товары первой необходимости получали по карточкам, а такие карточки выдавались в качестве заработной платы или пенсии. Но это может работать только при условии, если такое принято во всей стране и если вся экономика, торговля, сфера услуг и прочее принадлежат исключительно государству, и государство берет на себя функции распределения материальных благ. В Украине такого, как известно, нет, и ввести «военно-транспортный коммунизм» в отдельно взятом городе – это просто утопия. А тем, кто ратует за бесплатный проезд, можем порекомендовать следующее. Если вы где-то работаете, не хотите ли работать БЕСПЛАТНО, без заработной платы? А если вы – пенсионер, не хотите ли ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ? Что, не нравится, поесть будет не за что? А что, сотни каменчан, которые работают на предприятиях-перевозчиках – водители, слесаря-ремонтники, инженерно-технический персонал – есть не хотят и им кормить свои семьи не надо? Ведь они-то зарплату получают за счет оплаты за проезд пассажирами, а не будет этой оплаты – не будет им зарплаты! Мы уже не говорим о стоимости топлива, запчастей и так далее. Поэтому совет тем, кто за бесплатный проезд – думайте не только о себе, но и о других людях!
Теперь по поводу предложений «а пусть городской бюджет доплачивает», как было при СССР. Во-первых, горбюджет и так доплачивает за бесперебойную работу трамваев: зарплата трамвайщикам и оплата электроэнергии идет за счет местной казны. Во-вторых, бюджет-то не безразмерный, тем более сейчас, когда вся экономика страны и города сильно «просела» из-за войны. И чтобы кому-то дать бюджетные средства, надо у кого-то другого их отнять. У кого отнимать-то будем? У врачей, учителей и других работников бюджетной сферы – не будем платить им зарплату, зато транспорт будем дотировать. Или не будем платить за тепло и свет в больницах, школах, детских садах? Или вообще откажемся от ремонта дорог? Или, может, возьмем да и остановим городской трамвай? Вот уж действительно, читаешь подобные «инициативы» некоторых сограждан, и оторопь берет – господа, а вы вообще-то в школе учились, хоть какие-то основы экономики знаете? Если нет, тогда сидите и помалкивайте, не занимайтесь демагогией.
Ну и по поводу утверждений, что-де «новые тарифы завышены». Сегодня надо быть совершенно слепым, чтобы не увидеть, как за период с мая подорожало топливо – примерно в полтора-два раза. Или то, как «взлетел» доллар – а это запчасти к автобусам и их доставка в Украину. Так что повышение тарифов вполне экономически обоснованное, нравится это нашим доморощенным «экономистам» или нет. 
И вот еще что хотелось бы отметить. Мы вроде как бы идем в Европу. Как там с проездом? Возьмем, например, близкую к нам Чехию и ее столицу Прагу. Там на проезд в городском транспорте – трамвае, автобусе и метро – действует единый билет, так называемый «езденык». Минимальный срок его действия – полчаса от начала до конца поездки, то есть фактически на одну поездку. Если пассажира поймают на том, что его «езденык» просрочен, человек едет больше получаса, то это – штраф и внесение в «черный список» местной полиции. А теперь о цене – получасовый «езденык» стоит 24 кроны, хочешь ехать больше – покупай, например, часовой билет за 48 крон и так далее. Смотрим курсы валют – 1 крона равна примерно 1,5 гривен. То есть, разовый билет в Чехии обходится в 36 гривен! При этом, что топливо сегодня в Европе дешевле, чем в Украине. Конечно, скептики могут сказать – так в Чехии уровень зарплат гораздо выше! Да, это так. Но, во-первых, зарплаты в Украине устанавливает правительство, а не городские власти Каменского, во-вторых, себестоимость перевозок по указанным выше причинам привязана к европейским, а не украинским ценам. И, в-третьих, работники фирм-перевозчиков Каменского тоже получают не европейскую, а украинскую зарплату, то есть живут так же, как и все пассажиры. Так что давайте понимать, что выживать сегодня надо всем, независимо от профессии. И будем как-то помогать друг другу и держаться вместе, а не заглядывать друг другу в карман и не пытаться искать свою выгоду за счет другого…