Правительство на внеочередном заседании одобрило законопроект, защищающий права трудящихся. Каждому работнику, независимо от того, по трудовой он оформлен или нет, придется гарантировать не только вознаграждение, но и соцпакет.
Семь признаков отношений
Суть кабминовских правок в Кодекс законов о труде (КзОТ) – выведение трудовых отношений из "тени". Достигается просто: в законодательстве трудовыми называются отношения, в которых есть минимум три из семи признаков.
Признаки трудовых отношений:
выполнение лицом работы по конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем лица, в интересах которого выполняется работа;
осуществление регулирования процесса труда, имеющее постоянный характер, и не предусматривающее установление лицу конкретного, определенного результата за определенный период;
выполнение работы на определенном или согласованном с лицом, в интересах которого выполняются работы, рабочем месте с соблюдением установленных им правил внутреннего трудового распорядка;
организация условий труда, в частности, предоставление оборудования, инструментов, материалов, рабочего места лицом, в интересах которого выполняются работы;
систематическая выплата лицу, выполняющему работу, вознаграждения;
установление лицом, в интересах которого выполняются работы, длительности рабочего времени и времени отдыха;
возмещение поездок и других финансовых расходов, связанных с выполнением работы лицом, в интересах которого выполняется работа.
Еще один рецепт роста экономики
Стороны тех отношений, где есть минимум три признака, обязаны заключить трудовой договор, а сотрудник должен быть обеспечен необходимым социальным пакетом, в частности, отпусками, больничными, наличием гарантий и компенсаций по сохранению рабочего места, сказано в официальном сообщении отдела связей с общественностью и СМИ Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства.
В ведомстве полагают – принятие закона будет способствовать уменьшению незадекларированного труда, легализации зарплат и усилению защиты трудящихся.
"Увеличение количества официально оформленных сотрудников путем легализации трудовых отношений будет способствовать обеспечению их социальных потребностей и экономическому росту Украины", – заявил министр экономразвития Игорь Петрашко.
Заместитель министра экономразвития Игорь Дядюра на своей странице уже отреагировал на законопроект:
"С мыслью о цитрусятах аллёшных. Много рассказов о том, что надо бороться с «дроблением на ФОПов». Мало кто делает что-то практическое. Попробуем. Спасибо правительству за поддержку".
Под этой публикацией вспыхнула полемика. Заместитель председателя Федерации работодателей Украины Сергей Биленький критикует инициативу:
"Параллельно создадите множество проблем всем работодателям, которые не занимаются подобной "оптимизацией налогообложения".
Игорь Дядюра на это отвечает:
«Я постоянно слышу претензии "делайте что-то с черным и серым бизнесом, потому что все просто утонуло в нем". А как сделаешь что-то – то "множество проблем". Буду благодарен, если предложите альтернативный действенный (действенный, подчеркиваю) путь решения проблемы. Полтора года разговоров о детенизации, пока ни одного реального шага".
Всюду труда люди
В результате принятия проекта в том виде, в каком он был одобрен правительством, считает Биленький, могут возникнуть определенные спекуляции.
"Придет инспектор Гоструда и скажет, что, по его мнению, вы должны заключить со своим подрядчиком трудовой договор. А подогнать под это мнение три признака трудовых отношений из семи будет очень просто. И этот же инспектор (без решения суда!) наложит на вас огромный штраф. Или предложит договориться дешевле", – отметил он.
Почему? Да потому, считает пользователь Денис Маэстро, что "по таким признакам почти каждый договор, особенно долгосрочный, можно признать с признаками трудовых отношений. А если ФОП имеет несколько договоров, в том числе, на техническую поддержку и обслуживание на длительный срок, и получает плату ежемесячно, по актам выполненных работ, то его можно признать в трудовых отношениях со всеми клиентами одновременно?"
"Упрощать надо количество регуляций, если вопрос в развитии бизнес-климата, а не вытрушивание карманов для латания дыр бюджета", – советует Александр Вейтко.
Интерес к переписке
Предложения законопроекта почти на 80% совпадают с аналогичными идеями министра социальной политики Андрея Ревы (2016-2019), обратил внимание директор Асоціація Software Ukraine Виктор Валеев. Как отметил эксперт, налоговая нагрузка, после принятия проекта, ляжет преимущественно на работника.
"В любой компании есть планируемый объем затрат на ту или иную работу, в котором учтены все налоги всех форм сотрудничества с работником. Вопрос в том, формально или неформально часть этих средств пойдет работодателю, а часть останется у работника. Если бизнесу не будет выгодно легально оплачивать соцпакет, он не будет этого делать. Но при такой идеологии, как демонстрирует правительство в данном вопросе, скорее всего, появится армия ребят, которые будут выступать проверяющими инспекторами, но с ними можно будет договориться. Деньги будут перекочевывать в карманы проверяющих, вот и все", – отметил он.
Виктор Валеев обращает внимание на важный аспект: кроме инспекторов Гоструда, отношения на предмет трудовых, возможно, сможет проверять и новосозданное Бюро по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП). Почему? Критерии выписаны так размыто, что для доказательства их наличия, считает он, возможно, потребуется доступ к электронной переписке. А это уже наступление на свободу ведения бизнеса.
Если есть проблемы с наполнением ПФУ и Фонда соцстраха, полагает эксперт, следовало бы решать вопросы с коррупцией на таможне и с контрабандой, а также сокращать госаппарат, внедрять информационные технологии (электронные сервисы) и снижать налоги, в частности, на фонд оплаты труда.
"Потому что бизнес и так платит тот уровень нагрузки, который может позволить платить. Если будут просто "закручивать гайки", денег не прибавится", – подчеркнул Валеев.
Полезная инициатива, но идут торги
Установление определения и признаков трудовых отношений – это одна из немногих позитивных инициатив власти в трудовой сфере, которая в принципе идет вразрез с общей тенденцией либерализации трудовых отношений, отмечает председатель профбюро Профсоюза горно-металлургического комплекса Игорь Токовенко.
В то же время текст законопроекта не оглашен и, по мнению эксперта, это может свидетельствовать о торгах вокруг него, в частности, по таким позициям:
кто будет нести ответственность за неоформление трудовых отношений (работодатель, работник, оба);
вопрос правопреемственности. "Очень важно, чтобы он охватывал и процесс передачи от одного юрлица к другому целостного или единого имущественного комплекса. Грубо говоря, есть производство, и оно целиком передается другому лицу. Часто это может происходить в пределах одной корпорации: формально независимые юрлица подчинены какому-то холдингу. Эта история не должна затрагивать трудовой коллектив, он должен работать и на тех же условиях. Это вопрос стабильности занятости", – разъяснил Токовенко;
налогообложение IT-сферы и так называемой платформенной экономики, где или вообще не оформляются трудовые отношения, или как ФОПы. Для них эксперт предполагает особые режимы налогообложения, чтобы работодатели не потеряли в деньгах, а сотрудники получили соцпакет.
Процедуру определения факта трудовых отношений, считает он, надо упростить, а в помощь инспекторам Гоструда направить профсоюзных инспекторов, которые бы обучались, получали сертификаты и контролировались Гоструда, но обеспечивали общественный контроль и децентрализацию надзора за соблюдением этих норм. Для этого профсоюзным инспекторам имеет смысл предоставить право составлять протоколы о нарушениях.
Поскольку инициатива (проект Кабмина) в принципе правильная, Игорь Токовенко не исключает – она дойдет до второго чтения в парламенте, однако высока вероятность – в сильно измененном виде.
"И не в пользу работников, так как большинство в Верховной Раде представляет интересы крупных работодателей", – отметил он.
Судя по активной переписке в соцсетях представителя ФРУ и Минэкономразвития, дискуссия уже началась и будет жаркой.
Кому что делать
Пока идет обсуждение, работодатели и сотрудники готовятся к новым условиям. Работникам важен соцпакет, но, если говорить о пенсии, Кабмин на том же внеочередном заседании 9 февраля анонсировал накопительную систему. А это уже будет зависеть больше от зарплаты сотрудника, чем от законопослушности работодателя.
А работодателям адвокат "Адвокатского бюро Анастасии Гурской" Любовь Лысенко советует заключать трудовые договора.
"На предприятии может проводиться проверка Госслужбы по вопросам труда и, в случае выявления сотрудника без заключения трудового договора и при наличии указанных признаков, работодатель может быть привлечен к ответственности. При этом минусом для работодателя будет уплата налогов, начисления и уплата страховых взносов в ПФУ и в Фонд социального страхования. Также, если работодатель не хочет заключать трудовой договор, можно заключить договор гражданско-правового характера и выплачивать вознаграждение за работу в соответствии с Актом выполненных работ. Правительство ожидает прирост рабочих мест за счет заключения трудовых договоров, но каждое лицо имеет право выполнять работу как по трудовому договору, так и по договору ГПХ", – сказала она.
Имитация наполнения
Итак, очередная инициатива правительства по защите трудящихся имеет очевидную, хотя и не декларируемую, цель, – наполнение ПФУ и Фонда соцстраха, которые дефицитны. И это при том, что пенсионная реформа (поднятие возраста) должна была сделать ПФУ бездефицитным. Тут подтягивается и такой факт – Игорь Дядюра, который активно в соцсетях отстаивает проект, недавно стал председателем правления Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы.
Можно предположить, что финансовая ситуация в Фонде далека от идеальной. Снизить нагрузку на Фонд можно одним способом – сократив количество безработных. Поскольку чисто экономические меры дадут эффект в лучшем случае к осени 2021 года, тестируются меры административные. Выход трудовых отношений из "тени" автоматически уменьшит количество безработных и, соответственно, выплат им. Что, в свою очередь, сократит дефицит Фонда.
А если нет? Решение оформлено как законопроект. В Верховной Раде будут к нему правки. Значит, вся ответственность переносится на парламент. При этом реальный эффект от предлагаемых мер вряд ли будет масштабным. Зато усилия по наполнению Фонда – налицо.
Эксперты критиковали или поддерживали проект правительства, но все они сходились в одном – возможна коррупция. Быть может, как раз с коррупции и следовало бы начинать?