У каждого актера есть какая-то особая роль, по которой его запоминают зрители. Так для миллионов зрителей Вячеслав Тихонов – это Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны», а Александр Демьяненко – Шурик из Кавказской пленницы. Для актрисы Натальи Воробьевой, которая родилась в нашем городе, такой ролью стала Эллочка-людоедка в фильме Леонида Гайдая «12 стульев».
В дальнейшем у нее были роли в таких известных картинах как «Джентльмены удачи», «Вся королевская рать», «Последние дни Помпеи», но для зрителей Наталья Воробьева так и осталась знаменитой «Эллочкой». Снявшись в 70-е годы в двух десятках фильмов, она круто изменила свою жизнь и уже в 80-х годах исчезла с экранов советских кинотеатров.
Счастливое советское детство дочери крупного чиновника
Наталья Воробьёва родилась в 1949 году в Днепродзержинске (сейчас – Каменское) в семье крупного чиновника. Правда в нашем городе будущая актриса прожила недолго. Вскоре ее отца перевели в Москву, где он занял должность руководителя главка в Министерстве химической промышленности СССР. Высокое положение отца обеспечивало семье более чем безбедный уровень жизни. Позже Наталья Юрьевна вспоминала: «Я росла в более чем обеспеченной семье, всегда хорошо одевалась и стильно выглядела. Не было неосуществленных желаний в жизни, они предвосхищались… У меня все было: первую шубу Наташеньке купили в полтора года, норку - в двадцать. Бриллиант подарили на пятнадцать лет. В годы учебы в институте появились две шубы от Славы Зайцева, сделанные для модного показа в Париже. Одна - лиса-огневка, вторая - белка, отороченная песцом. Папа привозил наряды из заграницы».
При этом Наталью такое изобилие не избаловало. Она никогда не подчеркивала, что стоит выше своих одноклассников на социальной лестнице: дружила как с детьми высокопоставленных чиновников и партийцев, так и с откровенными хулиганами.
Отец Натальи мечтал о том, что его дочка станет либо прославленной балериной, либо известной спортсменкой. Уже в 5 лет, используя связи отца, ее отправили на просмотр в балетную школу при Большом театре. Но балет никак не привлекал Наташу, поэтому она нарочно все делала неправильно. В результате педагоги констатировали у малышка отсутствие координации. Отец догадался, что его дочка просто схитрила и был очень рассержен.
После этого девочку записали в секцию фигурного катания. Но кататься на открытом катке зимой (закрытых стадионов раньше не было) юной Наташе не хотелось. Она мерзла и постоянно жаловалась то на усталость, то на холод, то на голод. «Девочка способная, но ленивая до потери пульса» - сказали в секции ее маме и родителям пришлось расстаться с мечтой, что их дочь станет великой фигуристкой. Но настойчивый отец на этом не успокоился. Ведь и в гимнастике советские спортсмены показывали высокие результаты. И Наташу устроили в секцию спортивной гимнастики. Но девочка и тут показала свой характер: «Бревна я боялась, а остальные снаряды просто не интересовали. Пришлось поставить крест и на гимнастике. На этом амбиции родителей закончились. У меня же их никогда и не было».
Тогда высокопоставленный отец решил сделать ставку на химию, которая обеспечивала ему и его семье неплохую жизнь. Дочь была определена в школу с химическим уклоном, которую и закончила, но к великому потрясению отца, в институт поступать отказалась категорически! Она хотела стать манекенщицей. Желание это появилось не на пустом месте. Мама Натальи вела показы в московском Доме моделей, и девочка мечтала о том, что тоже сможет выйти на подиум и демонстрировать коллекции одежды.
Из манекенщиц в артистки
Естественно, что такое решение отцу не понравилось. Профессия манекенщицы в Советском Союзе в середине 60-х годов прошлого века считалась не только экзотической, но и даже в некотором смысле - постыдной. Это у них там на Западе бесстыжие манекенщицы, а у нас женщина должна быть скромной. «Нет, нет и нет! Не надо меня уговаривать! Моя дочь не будет манекенщицей!» - кричал он в ярости. Но и Наташа, проявив твердость характера, не желала уступать. Скандал получился настолько громкий, что даже висевшее на стене зеркало упало на пол и разбилось. В итоге стороны пришли к компромиссу: отец разрешил дочери поработать год манекенщицей под присмотром матери, но за это она должна была за этот же год выучить французский язык.
Карьера манекенщицы складывалась у Натальи вполне успешно. Ей помог случай. В Москву приехали скандинавские модельеры со своей новой коллекцией. Но… размеры платьев были такие, что никто из взрослых и высоких манекенщиц в них не влезал. Поэтому всю коллекцию пришлось демонстрировать именно Наталье. И она с честью справилась с этой задачей. На банкете, после показа суровые скандинавы буквально засыпали юную девушку комплиментами. Наталья купалась в лучах славы, но… подиум через год покинула, как и обещала отцу. Впрочем, на это была серьезная причина – невысокий рост. Позднее Наталья Воробьева писала: «Если бы я была на десять сантиметров выше, и думать бы не думала ни о каких институтах, а занималась самой красивой профессией в мире».
Поступать Наташа решила в престижный ГИТИС, но не актерский, а на театроведческий факультет. И тут опять вмешался счастливый случай. Наталья пришла в институт узнать о сроках вступительных экзаменов, но перед входом у нее расстегнулся ремешок на босоножке. Девушка нагнулась, чтобы его поправить, а когда выпрямилась, то столкнулась нос к носу с высоким импозантным мужчиной с львиной гривой седых волос. Он внимательно посмотрел Наталью и поинтересовался на какой факультет она поступает. А когда услышал, что на театроведческий, то удивился: «Выглядишь как характерная актриса. Попробуй, может, получится. На театроведческий экзамены на месяц позже, туда всегда успеешь». Зайдя в деканат, Наталья поинтересовалась, кто это был. На что ей ответили: «Милочка! Это же Андрей Александрович Гончаров, худрук Театра Маяковского!»
Словами такого человека Наталья не посмела пренебречь, подала документы на актерский и поступила с первого раза.
Эллочка-людоедка и 76 Остапов Бендеров
«По жизни меня всегда вел Господин Великий Случай» - признается Наталья Юрьевна. Так знаменитую роль «Эллочки-людоедки», Наталья тоже получила совершенно случайно. Подбирая актеров для фильма «12 стульев» в институт пришла ассистентка Леонида Гайдая и спросила в деканате: «У вас есть маленькая, хорошенькая, тряпки любит?» естественно, что ей порекомендовали модницу и бывшую манекенщицу Наташу Воробьеву. Молодая студентка понравилась режиссеру и ее сразу же утвердили на роль Эллочки Щукиной. Но вот с главным героем получилось заминка. На роль Остапа Бендера пробовались многие известные актеры, но Гайдаю они не нравились. Претенденты приходили, пробовались в сценах с Эллочкой-людоедкой и … уходили. Проходил кинопробы и Андрей Миронов. Это именно он придумал знаменитое танго, которое вошло в фильм, но Гайдаю все-равно не понравился. Примечательно, что Великого комбинатора он все-таки сыграл в кино позже в картине Марка Захарова.
Арчил Гомиашвили был 76-м претендентом на роль Бендера. Ассистентка Гайдая, устав подбирать ему актеров, предложила Наталье отрепетировать заранее с Арчилом «злополучное» танго. Эта хитрость сработала. Якобы, только познакомившись на съемочной площадке, Гомиашвили и Воробьева так станцевали танго, что Гайдай наконец выбрал своего Остапа.
После выхода фильма на экраны на молодую актрису, сыгравшую в общем-то эпизодическую роль, обрушилась настоящая слава. А роль «Эддочки-людоедки» навсегда стала ее визитной карточкой.
Но вот в институте ее жизнь значительно осложнилась.
Преподавательница по актёрскому мастерству Мария Орлова запрещала своим студентам сниматься в кино. А тут ей приносят газету со статьей: «Гайдай запускает «12 стульев», которая проиллюстрировали четырьмя фотографиями актеров: Пуговкина, Филиппова, Гомиашвили и никому не известной студентки третьего курса ГИТИСа Наташи Воробьевой. После этого в институте у студентки Воробьёвой начались проблемы: её сняли со всех ролей, а в дипломном спектакле по пьесе Максима Горького «Егор Булычев и другие» ей выделили самую маленькую роль - монашки Таисьи. Но актриса так подготовилась этой роли, что после показа спектакля преподаватели отметили как лучшие две работы: заглавную, Егора Булычева, и её Таисью.
А вот в кино карьера актрисы складывалась более чем успешно. С 1969 по 1974 год снялась в полутора десятках советских фильмов, среди которых можно отметить фильм по рассказам Чехова «Карусель», в котором она играла с Владимиром Басовым и комедию «Джентльмены удачи», с Евгением Леоновым. А затем актриса пропала с экранов кинотеатров. Зрители гадали, куда же делась «Эллочка-людоедка»? А она влюбилась и уехала жить в Югославию
Два замужества
Наталья Воробьева официально дважды была замужем. И оба ее мужа имели определенное отношение к знаменитому роману «Молодая гвардия.
Первым мужем актрисы стал молодой актер и будущий кинорежиссер Сергей Сергеевич Гурзо, сын известных советских актёров Сергея Гурзо и Надежды Самсоновой. Молодой человек был назван в честь своего знаменитого отца, прославившегося ролью Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия». Молодые люди познакомились и влюбились на съёмках фильма «Где вы, рыцари?» Леонида Быкова.
«Сережка, покрашенный в блондина, отлично выглядел и прекрасно играл на гитаре. Закрутился роман, мы не слишком долго думали, принимая решение пожениться. – рассказывала позднее Наталья Воробьева. - Увы, между нами не было ничего общего. Сережа очень хороший, добрый, но не мой». Поняв, что для совместной семейной жизни они не созданы, молодые люди спокойно развелись через полтора года без каких-либо претензий друг к другу.
Вторым мужем актрисы стал сын специального корреспондента Югославского радио и телевидения Олег Хржич. По предложению подруги Наталья познакомилась с его матерью, Ксенией Хржич, которая сразу же начала привечать миловидную девушку. Через Ксению, Наталья познакомилась с ее сыном, Олегом, названным в честь молодогвардейца Олега Кошевого. «Во время беременности будущая мама читала «Молодую гвардию» и под впечатлением от произведения дала ребенку имя главного героя - Олега Кошевого» - говорит Наталья Воробьева.
Наталья и Олег понравились друг-другу. Более того, они начали дружить семьями. Родители молодых людей быстро нашли общий язык и общие интересы. Олег делал предложение Наталье семь раз, а она, помня о неудачно первом замужестве, постоянно отказывала молодому человеку. Согласилась она, лишь увидев, как Олег дал решительный отпор хаму, позволившему себе оскорбительные высказывания в адрес его матери, Ксении.
- Мы сидели в ресторане гостиницы «Интурист», куда пускали только иностранцев. К нашему столику подошел полупьяный поляк и стал навязчиво о чем-то просить. Когда мы попытались избавиться от его общества, парень забыл про польский акцент и обругал Ксению исконно русским выражением. И тут интеллигентный Олег снял очки, положил на стол, спокойно поднялся и сказал: «Ты уже пятнадцать минут мешаешь нам своим присутствием, а теперь посмел обругать мою мать, и я сейчас дам тебе в морду!» К счастью, до драки дело не дошло. Подоспели официанты и вывели вон дебошира, оказавшегося натуральным отечественным фарцовщиком. В тот вечер Олег сделал очередное предложение, - рассказывает об этом случае актриса, после которого она согласилась стать его женой.
Переезд в Югославию и «выход из обоймы»
После свадьбы Олег и Наталья прожили в Москве еще, а затем переехали на родину Олега в Загреб. В Москве Олег учился в Москве в архитектурном институте. Вернувшись в Югославию, продолжил обучение в архитектурном институте в Сараево. Супруги были вполне счастливы. У них было много интересных друзей: художники, врачи, юристы, писатели, журналисты, политики и дипломаты. Язык Наталья освоила достаточно быстро, но остался акцент, из-за которого ей пришлось расстаться с профессией. В Югославии она снялась в двух фильмах, но затем её перестали приглашать на съемки, так как ее героинь приходилось переозвучивать. Режиссеры решили просто не усложнять себе жизнь. Наталья тяжело переживала тот факт, что ей пришлось уйти из любимой профессии. «Только приехав в Югославию, я поняла, что потеряла любимую профессию. Жизнь преподала мне такой урок. И первое время я очень переживала. Мне было тяжело идти в театр. Очень тяжело...» - сказала она в одном из интервью.
Позднее актрису спрашивали, почему она перестала сниматься на родине? Ассистенты по актерам и режиссеры звонили в Москве ее маме, спрашивали - не могла бы Наташа приехать и сняться в том или ином фильме? Наталья Воробьева отвечает, что у нее была возможность вернуться в СССР полностью, но приезжать на съемки и затем возвращаться в Югославию – нереально.
«Даром что Югославия была в соцлагере, относились к ней как к стране капитализма, - рассказывает Наталья Юрьевна. - А потом время сделало свое. Попробуйте не брать интервью несколько лет. Как бы у вас потом получилось? Как бы написали? То же самое — с балетом, оперой, спортом... В профессии надо быть каждый день. Сейчас я уже чувствовала бы напряжение, мне все мешало бы. Я вышла из обоймы».
Зато в семейной жизни у Натальи было все хорошо. Они жили с Олегом душа в душу в доме его родителей. А Ксения Хржич относилась к невестке, как к родной дочери: «Я казалась ей идеальной - самая красивая, талантливая, элегантная. Самая-самая! Во всем! Что ж, это очень приятно - хотя бы для одного человека в жизни быть идеалом».
Вскоре Наталья нашла себе новую работу - занялась синхронным переводом и весьма преуспела в этом деле. «Адреналин, без которого немыслима актерская профессия, присутствует и в работе синхрониста», - объясняет свой выбор Наталья Воробьева. Затем начала давать уроки русского языка.
Развод и литературная деятельность
Наталья и Олег прожили вместе 15 счастливых лет. После чего расстались, сохранив, однако, дружеские отношения.
- Оказалось, все эти годы мы двигались в разных направлениях и сформировались по-разному. И когда дистанция, возникшая между нами, стала ощутимой, пришли к обоюдному решению расстаться. Не потому что у кого-то кто-то завелся на стороне, нет. Олег милый, добрый и покладистый. Ему достались в жизни сначала авторитетная мама, затем жена. Никто не любит сильных женщин, со временем между нами начались трения. Но мне об этом не хочется говорить. Главное, что мы расстались друзьями,- отвечает Наталья на вопросы о причинах их разрыва.
Позже у Натальи были еще два серьезных романа, в том числе с известным европейским дипломатом, но до замужества дело больше не дошло. Детей у нее не было и это было осознанное решение Натальи, которая говорила, что «никогда не чувствовала в себе материнского инстинкта, в пятнадцать лет уже знала, что рожать не буду».
После развода с Олегом, Наталья оставила себе двойную фамилию и неожиданно начала писать. Сначала это были стихи, позже автобиографические повести и рассказы, которые были благосклонно встречены и критиками, и читателями. Сейчас Наталья Воробьёвой-Хржич продолжает жить в Хорватии, работает в Загребском лексикографическом институте им. Крлежа, консультантом по русскому языку в Национальном оперном театре Хорватии. Ее имя хорошо известно в европейском интеллектуальном пространстве, а ее произведения были отмечены многими престижных литературными премиями и наградами. По мнению критиков, произведения Натальи Воробьёвой-Хржич отличаются изысканным вкусом, глубоким интеллектом и неповторимой женской элегантностью.
- Парадокс: моей визитной карточкой стала Эллочка-людоедка и это меня нисколько не смущает. Но в противоположность героине, словарный запас которой составлял тридцать слов, я нашла призвание на литературно-поэтическом поприще. И теперь состою в двух академиях: Российской словесности и академии Славянской литературы и искусства в Болгарии, - с гордостью говорит о своем творчестве известная европейская писательница и поэтесса Наталья Воробьёва-Хржич.