В сентябре исполняется 5 лет с того момента, как здание бывшего Дворца культуры имени Горького приняло первых посетителей уже в качестве Новой сцены тетра имени Леси Украинки.
Фактически сентябрь 2017 года можно смело называть датой второго рождения Дворца – он, словно Феникс, возродился если не из пепла, то из руин точно. Впрочем, обо все по порядку.
Построено это здание было в далеком 1955 году по инициативе тогдашнего директора Приднепровского химического завода Михаила Аношкина. Автор проекта – известный на весь СССР архитектор Михаил Братцев, который создал Дворец Победы в городе Златоусте. Именно по златоустовскому типу и был построен ДК имени Горького в Днепродзержинске. Стиль здания называли «сталинским ампиром» или «социалистическим» - массивные колонны, высокие потолки, огромные арочные окна.
ДК имени Горького быстро стал не только местом отдыха работников ПХЗ, но и своеобразным культурным центром жилмассива, который называли «горплощадкой». Этот массив был также создан по инициативе Аношкина и считался одним из самых престижных в Днепродзержинске.
Дворец работал в полную силу – здесь проходили различные мероприятия трудового коллектива ПХЗ, работали кружки и секции, даже был свой самодеятельный театр.
Особо днепродзержинцам нравились новогодние утренники для детей: в ДК Горького были самые шикарные сладкие подарки, с обязательными дорогими шоколадными конфетами и дефицитными цитрусовыми. Объяснялось это просто – Приднепровский химзавод работал на «оборонку», и снабжалось продуктами это предприятие по самым высоким стандартам СССР.
Активно велась в этом Дворце и гастрольная деятельность. В Днепродзержинске между ДК было своеобразное разделение гастролеров: во Дворце химиков выступали «звезды» эстрады вроде «Веселых ребят», «Карнавала», «Круиза» или «Диалога», в ДК Металлургов приезжали театральные труппы и цирковые коллективы, а в ДК Горького с его относительно небольшим залом – известные актеры советского кино. Помнится, был даже любопытный конфуз – афиши сообщили, что такого-то числа в ДК Горького выступит актер Иванов. Днепродзержинцы массово скупили билеты – думали, что речь идет о Сергее Иванове, сыгравшем «Кузнечика» в фильме «В бой идут одни «старики» и Цыбулю в «Дачной поездке сержанта Цыбули». Девчонки-старшеклассницы даже запаслись портретами Сергея Иванова из журнала «Советский экран», чтобы взять автографы кинозвезды. Но вышло совсем по-другому – Иванов был, но другой: актер Владимир Иванов, сыгравший Олега Кошевого в картине «Молодая гвардия». Конфуз, однако…
В 1980-х годах здесь стали популярными вечера отдыха молодежи, проще говоря – дискотеки. Была примерно 1985-м или 1986-м и скандальная история. Как это частенько бывало, на дискотеке вспыхнула драка, прибывшие по вызову сотрудники милиции закрыли мероприятие. Это возмутило публику, и несколько пацанов 17-18 лет начали громко скандировать (по понятным причинам мы несколько изменили содержание их выкриков): «Имели мы царя, имели мы милицию, будем мы иметь и советскую милицию!». Вспыхнул скандал, в дело едва не вмешался местный отдел КГБ, родителей горлопанов затаскали по всем инстанциям на предмет политической благонадежности и сознательности их отпрысков. Тогда вроде все обошлось, но комсомольские характеристики кричавших были изрядно подпорчены, а это тут же сказалось в военкомате, где такие характеристики изучались очень придирчиво. Впрочем, это – отдельная история.
А мы возвращаемся к ДК имени Горького. Настали «лихие» 1990-е, распался Советский Союз, и оказалось, что ядерные мощности Приднепровского химического завода независимой Украине совсем не нужны. Предприятие начало быстро приходить в упадок, и на нормальное содержание ДК там просто не было денег. Потом и сам ПХЗ распался на несколько предприятий, Дворец перешел на баланс ГП «Смолы». Но это мало что изменило – помещение кое-как отремонтировали, кружки и студии работали, дискотеки тоже проводились, но уже без былого размаха. Иногда доходило до абсурда – на дискотеку начали заглядывать «новые русские» (или «новые украинцы», кому как нравится) и делать красивые, по их мнению, жесты: бросать над собой многочисленные купюры купоно-карбованцев, дабы привлечь внимание девушек. А директор ДК вполне серьезно предложила потом эти купюры собирать, все же хоть какая-то финансовая помощь Дворцу получится. Смешно и абсурдно, но такое ведь было!
А что городские власти? Помнится, уже в 2006-м тогдашний первый вице-мэр Андрей Яловой выступил с предложением: а пусть «Смолы» передадут ДК на баланс города, а город его тут же продаст и пополнит городской бюджет. Некоторые городские эксперты тогда сравнили эту инициативу с методом законченного алкоголика: пропив все, что можно и оставшись без денег, он пытается «толкнуть по дешевке» что-то из мебели в квартире. К слову, вскоре после этой инициативы сессия горсовета отправила Ялового в отставку.
Следующий этап событий вокруг ДК Горького развернулся в 2009 году, когда Министерство топлива и энергетики Украины (в чьем ведении находилось ГП «Смолы») дало добро на передачу Дворца на баланс города. В получении этих документов громадную роль сыграл тогдашний народный депутат от ВО «Батькивщина», наш земляк Евгений Шаго, который был «на короткой ноге» с премьер-министром Юлией Тимошенко. Стартовал процесс передачи, и тогдашний мэр Днепродзержинска Ярослав Корчевский выступил с весьма неожиданной инициативой – переименовать Дворец из Горького в Брежнева. Трудно сказать, чем руководствовался Ярослав Сильвестрович, но сессия горсовета согласилась с его предложением. Правда, ни передача здания на баланс города, ни процедура переименования так и не были доведены до конца.
Зато при мэре Станиславе Сафронове Дворец использовался властями как место для веселья – там отмечали победу Сафронова и Партии регионов на местных выборах 2010 году, там устраивались новогодние вечеринки. Помнится, празднества в честь наступления 2014 года отмечали с особым размахом – на сцене выступала группа «Фристайл» с ныне покойной Ниной Кирсо.
А дела с Дворцом обстояли все хуже. Здание рушилось, в темное время суток не освещалось и пугало местных жителей своими мертвыми окнами. Территория за Дворцом постепенно превратилась в заросший бурьянами пустырь, где по вечерам было откровенно страшно ходить – никакого освещения не было. Помнится, в 2014-м или 2015-м мы даже делали репортаж с территории Дворца, и ничего, кроме уныния и безнадеги, вид здания и пустыря не вызывал.
Эпоха возрождения ДК началась в 2016 году, вскоре после прихода к власти нового мэра Андрея Белоусова. Белоусов после победы на выборах выступил с инициативой – передать здание театру имени Леси Украинки, чтобы там была вторая сцена. Стартовал объемный капитальный ремонт здания, начала приводиться в порядок территория. За зданием был разбит парк с детским городком, там же появилась очень уютная летняя концертная площадка. А торжественное открытие помещения Новой сцены театра состоялось во время празднования Дня города в сентябре 2017 года. Так старое здание получило новую жизнь.
К слову, Новая сцена очень пригодилась именно сейчас, во время войны – там еще с советских времен осталось бомбоубежище. Его привели в порядок, и наш театр стал одним из немногих в Украине, где есть возможность укрыться в случае воздушной тревоги. Так советская предусмотрительность времен «холодной войны» пригодилась сейчас, во время «горячей войны» между двумя бывшими республиками СССР.
Так что, с Днем Возрождения, одно из красивейших зданий Каменского! Пусть на сцене творится высокое искусство, а помещение укрытия когда-то обязательно прекратится в музей времен нынешней войны. Чтобы грядущие поколения помнили…