О «декомсомолизации» или символе эпохи в Каменском

Опубликовано admin - чт, 07/14/2016 - 09:45
Наша недавняя публикация о петиции горожан в адрес мэра Каменского Андрея Белоусова с просьбой возродить ныне заброшенный кинотеатр «Комсомолец» и превратить его в Дом детского творчества вызвала неожиданно много откликов читателей. Люди комментировали эту статью, делились ней в сети Интернет, ставили отметки «Нравится», вносили свои предложения. Судя по всему, судьба этого некогда одного из лучших кинотеатров города и области волнует очень многих. Поэтому мы решили напомнить нашим уважаемым читателям, неравнодушным к судьбе Каменского, историю того, как «Комсомолец» «дожил до такой жизни», или, если откровенно, до смерти. «Тоталитарное» начало Построен кинотеатр «Комсомолец» был во второй половине 70-х годов прошлого века солдатами военно-строительной части (проще говоря, стройбата), которая была дислоцирована в Днепродзержинске. Насколько нам известно, поддерживал строительство наш тогдашний гигант оборонной индустрии СССР - Приднепровский химический завод. Кинотеатр был шикарный – два кинозала, огромное фойе, цокольный этаж для учреждений культуры, стрелковый тир, фонтан, парапет для прогулок горожан. А напротив «Комсомольца», на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Каштанов, было построено двухэтажное здание бытового обслуживания – на первом этаже парикмахерская, а на втором – летнее кафе с мороженым и вкуснейшим, без ароматизаторов, красителей и прочей химии, клубничным соком. Тогда говорили, что со временем кинотеатр и это здание (ныне в нем находится офис известного бизнесмена, члена горисполкома и лидера местной «Самопомощи» Андрея Ялового) соединят подземным переходом и будет создан уникальный культурно-развлекательный комплекс для жителей жилмассива Черемушки. Кстати, вместе с «Комсомольцем» при помощи того же ПХЗ рядом были построены девятиэтажный дом чуть выше по Комсомольскому проспекту («китайская стена»), две четырнадцатиэтажки-«свечки» (в одной из них ныне находится радиостанция «МиКомп») и целый жилмассив ниже здания техникума (его мы называем «Каскад»). Что бы там ныне не говорили о «тоталитарном», «страшном», «отсталом» СССР, но тогда в городе строили! А вот за 25 лет независимости Украины в Днепродзержинске-Каменском не построено и десятой части того, что за несколько лет было возведено на Комсомольском проспекте! «Лихие девяностые» Вместе с развалом СССР для «Комсомольца» настали тяжелые времена. Оказалось, что хорошие кинотеатры ни городу, ни вновь созданному государству Украина не нужны. Тому было несколько причин. Во-первых, один за другим начали появляться коммерческие телеканалы, которые вовсю крутили пиратские копии лучших мировых кинофильмов, и ходить в кино, чтобы посмотреть что-то новое и уникальное, уже было не надо. Во-вторых, расцвел видеопрокат: пиратскую кассету с любым фильмом или мультиком можно было или купить, или взять напрокат, благо, видеомагнитофоны постепенно входили в наши дома. Опять же, в кино особо и ходить не надо было. И, в-третьих, в 90-е года проходило массовое обнищание населения, и люди тратили деньги на кусок хлеба и на квартплату, а не на культпоходы в кино. К тому же, государство Украина оказалось не способно ни снимать новые хорошие фильмы, ни как-то поддержать на плаву киноиндустрию. «Комсомольцу» приходилось выживать всеми способами. В 1992 году в фойе открылась дискотека, со временем там по ночам был дискоклуб для взрослых, а по вечерам для подростков. В бывшем «голубом» кинозале открылось казино. Чуть позже на площадке под парапетом возникло обычное для 90-х годов явление – стихийный рынок, а вместо заброшенного тира обосновалось кафе-бар с истинно украинскими названиями – сначала «Солоха», а потом – «Стара Фортеця». В цокольном этаже появился продуктовый магазин, хозяином его был ныне хорошо известный бизнесмен и депутат городского совета. Оставшийся «красный» кинозал сдавался в аренду то гербалайфщикам, то заезжим экстрасенсам, то мастерам восточной медицины. Частенько, особенно перед выборами, здесь встречались с народом и политики. Помнится, в 1999 году, в разгар президентских выборов, здесь выступал кандидат на пост главы государства социалист Александр Мороз. Встреча врезалась в память тем, что ее пыталась сорвать группа молодых людей, горячих поклонников тогдашнего президента Леонида Кучмы. Интересно, что предводителем этой группы был нынешний горячий сторонник и активист партии «Народный контроль» и такой же горячий противник Украинской православной церкви. Но речь сейчас не об этих персонажах, хотя к Кучме мы еще вернемся. А «Комсомолец» медленно умирал. Дискотека не выдержала конкуренции с новыми ночными клубами вроде «Украины», «Зори» и «Бомбы», «красный» зал арендовали все меньше, «загнулось» казино. Рынок тоже как-то потихоньку исчез, фонтан ушел в историю. К тому же вдруг оказалось, что под зданием находятся подземные воды, получился оползень, помещение треснуло. Были ли попытки как-то спасти кинотеатр? Достоверно известно – были! Один из местных бизнесменов, побывав в кинотеатрах соседнего Днепропетровска, решил возродить «Комсомолец». Побывал он на приеме у директора кинотеатра, у тогдашнего председателя Заводского райисполкома Анатолия Кульчиковского, начал переговоры. Но дальше дело не пошло – то ли у бизнесмена не хватило энтузиазма или денег, то ли власти оказались слишком несговорчивыми. В общем, 2000-е годы «Комсомолец» встретил пустующим треснувшим зданием, выбитыми окнами и заброшенной территорией. А дальше было то, что в Украине называется нарицательно-ругательным словом – приватизация. «Прихватизация» от «семьи» То ли в 2003, то ли в 2004 году был объявлен приватизационный конкурс на право приобретения кинотеатра и всего прилегающего комплекса. Реальных претендентов было двое – бизнесмен Олег Мороз (тот, который владелец фирмы «МиКомп») и бизнес-леди, родственница тогдашнего президента Леонида Кучмы, в городе ее называли «Кучмихой». Или у «Кучмихи» денег было больше, или организаторы конкурса решили лишний раз «лизнуть» тогдашнего президента, но именно она выиграла конкурс и стала владельцем «Комсомольца». Но ожидаемого возрождения кинотеатра после приватизации не наступило. Если поначалу кинотеатр еще как-то пытался работать, то потом все сошло на нет. А тут еще грянул первый Майдан, прошла резкая смена власти и в Днепродзержинске, на «Комсомолец» мало кто обращал внимание. Местные политики и общественники делили власть, грызлись друг с другом и не замечали, что кинотеатр разваливается все больше и больше. А примерно в 2008 году появилась тревожная информация – в киевских газетах вышло объявление типа «продается кинотеатр в оживленном районе Днепродзержинска», то есть владелица «Комсомольца» попросту решила избавиться от актива, который оказался ей «не по зубам». Кинотеатр разваливался все больше и больше. Заросли бурьяна, рассыпающие конструкции, местные бомжи и алкоголики – возле некогда оживленного очага культуры стало просто страшно ходить. Именно здесь, в темных закоулках «Комсомольца», несколько лет назад произошло потрясшее весь Днепродзержинск преступление – группа малолетних отморозков до смерти забила мужчину. На здании вот уже много лет висят объявления «продажа» и «аренда», а недавно то ли кто-то снял, то ли сами отпали буквы надписи «Комсомолец». Сегодня некоторые спрашивают – может, надо было продать кинотеатр не «Кучмихе», а Морозу, тогда бы дела были куда как получше? Вряд ли. Посмотрите, в каком состоянии ныне находится здание кинотеатра имени Шевченко, который Мороз арендует много лет. Или поинтересуйтесь судьбой зданий, где совсем недавно были магазины «Билла», суши-бар «Сэнсуяки» и готель «Центр», здания эти ведь тоже принадлежали все тому же Морозу… Может, пригласить Юлию Тимошенко? Но вернемся к петиции на имя мэра Белоусова с просьбой возродить «Комсомолец». Увы, на сегодняшний день это просто невозможно. Дело даже не в том, что здание полуразрушено и на его восстановление нужны сотни миллионов бюджетных денег, которых в городе просто нет, может, даже дешевле новое здание построить, чем это восстанавливать. Главная причина – «Комсомолец» находится не в коммунальной собственности города, а в частной! И вкладывать в него деньги Белоусов не имеет права! Для начала надо вернуть «Комсомолец» в коммунальную собственность. Сделать это можно двумя способами. Первый – выкупить здание у его нынешних владельцев. Согласитесь, это – абсурд: платить бюджетными деньгами, то есть за наш с вами счет, человеку, который довел объект культуры до столь плачевного состояния. Второй способ – реприватизировать, то есть отобрать здание у нынешних собственников и вернуть его городской общине. Можно ли это сделать законно? Скорее всего – да. Наверняка в Договоре купли-продажи «Комсомольца» прописано, что покупатель обязуется содержать здание и весь комплекс в надлежащем состоянии и сохранить для города его назначение как объекта культуры. Как видно невооруженным глазом, владелец свои обязательства не выполнил, и есть основания для подачи в суд иска о возврате «Комсомольца» в собственной местной общины, любой нормальный юрист сможет выиграть это дело. Но… В Украине за 25 лет независимости не было случаев, когда у собственников забирали то, что они «прихватизировали», даже если на это – на возврат собственности - были все законные основания. Единственный такой случай – это когда у зятя все того же Кучмы Пинчука через суд отобрали «Криворожсталь». Но тогда очень постаралась лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, и справедливость была восстановлена. Так, может, есть смысл пригласить Юлию Владимировну или ее юристов и единомышленников в Каменское, чтобы вернуть «Комсомолец» городу и горожанам? Как знать, как знать… Вместо эпилога Конечно, накануне 25-летия независимости Украины не хочется проводить параллели, но судьба «Комсомольца» удивительным образом похожа на судьбу нашей страны. Те же явления: равнодушие государства к культуре и идеологии; неспособность если не строить новое, то хотя бы поддерживать старое; стихийные рынки, казино для толстосумов и рост количества бомжей; бездумная «прихватизация» и расцвет бандитизма. Даже исчезновение надписи «Комсомолец» символично – в Украине ведь декоммунизация, а в кинотеатре – «декомсомолизация»… Станислав Пшеничный. На фото: 1 – то, что было; 2 и 3 – то, что есть.