Сергей Бабич: «Пишу то, что знаю и люблю: старые города, культовые сооружения, архитектуру, тронутую паутиной времени»

Опубликовано bugaev - ср, 07/22/2020 - 09:20
бабич

Вначале месяца появилась информация, что известный художник из Каменского Сергей Бабич стал победителем международного пленэра. А с учетом того, что 15 июля он еще и отмечал свой день рождения, то наша редакция просто не могла обойти стороной эти два события и напросилась в гости к Сергею Юрьевичу, чтобы поздравить его с этими двумя событиями. А заодно и расспросить его о том, что это был за пленэр, какие картины ему больше всего нравится рисовать и чем увлекается помимо живописи.

- Сергей Юрьевич, поздравляем Вас с днем рождения и победой. Можете рассказать, что это был за пленэр и как Вам удалось в нем победить?

- Для начала хочу объяснить, что такое «пленэр». В переводе с французского это означает «открытый воздух». То есть художники на пленэре работают не в студии, не в мастерской, а на открытом воздухе. Проведение пленэров - это уже довольно давняя традиция. Многие города, фирмы или гостиницы приглашают художников, обеспечивают им проживание, питание, какой-то досуг и предлагают написать одну или несколько картин, в зависимости от времени проведения пленэра. Эти картины затем остаются у организаторов пленэра. Конкретно этот пленэр проходил в латвийском городе Вентспилс. В прошлом году он был реальный, художники приезжали в Латвию и там работали. А в этом году из-за эпидемии коронавируса, нам предложили принять участие в 
 онлайн пленэре. Ну мы и сделали кто что смог - дома писали картины и отправляли их в электронном виде организатором. А они там уже подвели итоги и приглашают сейчас победителей отдохнуть у себя на море.

- Этот пленэр - престижное мероприятие?

- Достаточно престижное. Было много участников из разных стран – очень хороших художников. Но то, что это был именно онлайн-пленэр, снижает его значимость. Так работать менее интересно. Одно дело, когда ты пишешь на открытом пространстве, дышишь морским воздухом, слышишь крики чаек, когда вокруг меняется природа: то солнышко светит, то облако набежит, то ветерок подует. Это все откладывается в сознании и потом проявляется уже на картине в каких-то мелких, но важных нюансах. А в этом году нам пришлось работать по фотографии. А художник получает впечатления не только через зрительный канал. Пришлось что-то дофантазировать, представлять какие-то моменты, чтобы «оживить» работу, а не просто перенести изображение с фотографии на холст.

- То есть Вам прислали фотографии определенных пейзажей и объектов, а вы их потом «переносили» на холст?

- Не совсем так. Я сам выбрал то, что мне интересно из огромного количества фотографий Вентспилса, которые есть в интернете. Но я не мог выбрать свой ракурс, не мог выбрать свое время суток. То, что нашел, то и взял. Но конечно обработал. Этюд, который стал победителем, я рисовал с двух фотографий. Была отдельно фотография с портом и отдельно фотография с катером. Я комбинировал и добавлял какие-то нюансы. Вообще-то пленеры -  мероприятие достаточно распространенное и я уже лет 20 участвую в пленэрах. Особенно их любят проводить на Западной Украине: Карпаты, Прикарпатье, Закарпатье. Некоторые гостиницы, в октябре-ноябре, когда у них уже закончился летний сезон, а зимний еще не начался, чтобы не закрываться, приглашают художников пожить у себя пару недель и порисовать. А потом этим картины «вписывают» в свои интерьеры, завешивают ими холлы, лестничные клетки, коридоры. 

- Какое-то особо понравившееся место в Западной Украине можете выделить?

- Иванофранковская галерея «Ортус» (директор - пани Леонилла Жодик) организовывает пленеры в красивых и очень колоритных местах: Киворивня (место, где любил отдыхать Иван Франко), Бубныща, Болехив. Очень понравились Хуст, Велятино (организатор - Йосип Блецка). Там есть термальные воды и в ноябре, когда на улице стоит почти нулевая температура, можно купаться в горячей воде под открытым небом. И все это оплачено принимающей стороной.

- А есть еще какие-то другие формы соревнования между художниками, кроме пленэров?

- Пленэр – это, вообще-то, не соревнование. Это скорее дружеское мероприятие, где можно встретиться со старыми друзьями, познакомится с коллегами из других городов и стран, пообщаться, отдохнуть и порисовать. А если организаторы решили определить победителей… ну это их право. Изобразительное искусство вещь очень субъективная и определять победителей – задача неблагодарная. Сам неоднократно был членом жюри.

- Сергей Юрьевич, знаю, что Вы уже достаточно давно преподаете в нашей художественной школе. Каков Ваш педагогический стаж и сколько учеников воспитали за эти годы?

- В школе я преподаю с 1978 года, то есть мой педагогический стаж почти 42 года. Что касается учеников… если считать все выпуски в художественной школе за эти годы, то получается где-то 300-350 человек.

- Ого! А среди них есть профессиональные художники?

- Конечно. Есть и художники, есть и преподаватели. Например, двое моих бывших учеников сейчас преподают в художественной школе вместе со мной. Многие пошли на архитектуру, многие – на дизайн. Есть театральные художники, иллюстраторы, модельеры, художники, работающие в рекламе. Работают сейчас в разных городах Украины и за рубежом. 

- Что Вы любите рисовать? Какие у Вас жанровые предпочтения: пейзаж, портрет, натюрморт?

- Поскольку я по образованию архитектор, знаю историю архитектуры, технологию строительства, то мне интересно рисовать старые города. Гуляя по старому городу, попадаешь в измененное состояние сознания, сродни легкому опьянению. В Каменском подобное состояние можно «поймать» в районе костела, театра, старого заводоуправления. Во Львове таких мест множество. Еще в юности подсел на этот «наркотик», когда в первый раз оказался в Прибалтике. Литва, Латвия и Эстония были тогда республиками Советского Союза. Не нужно было никаких виз.
 

Помншь строчки:
 «Ночью в узких улочках Риги
   Слышу поступь гулких столетий…»
А Вильнюс с его собором Святой Анны!

В Литве я был трижды. Первый раз на практике, студентом в 1975 году. Много общался с литовцами, изучал литовскую культуру, был во многих музеях и галереях, в частности, в музее Чюрлёниса в Каунасе. Для литовцев Чюрлёнис, как для нас Шевченко. Он был не только известным художником, но и композитором и считается родоначальником профессиональной литовской музыки. Во многих его живописных работах явно прослеживаются какие-то музыкальные ритмы. И названия его картин тоже музыкальные «Аллегро», «Адажио» и так далее. Но в то время я был поклонником Стасиса Красаускаса, известного литовского художника- графика. Мне удалось познакомится с его работами, хотя самого его я не видел. Зато видел известного всему миру литовского актера Донатаса Баниониса. Когда я ехал в электричке в Каунас, он ехал в том же вагоне, что и я, сидел напротив. В юности это запоминается. 

- То есть именно необычная архитектура вызывает у Вас интерес как у художника?

- Не только. Я Рак по знаку Зодиака и, возможно, этим обусловлена моя любовь к водной стихии. Потребность в воде у меня присутствовала всегда. Поэтому я и занимался плаванием, греблей. Люблю писать воду. У меня много морских пейзажей, много работ с реками: Орель, Днепр, Висла, Влтава, Дунай. Еще пишу портреты. Иногда работаю в жанре фантастического реализма.

- Когда говорят о художниках, то обязательно перечисляют известные галереи и частные коллекции в которых выставлялись их картины. А в галереях каких страна мира демонстрировались Ваши картины?

- С точки зрения самооценки и уверенности в своих художественных способностях важным событием стало участие в выставке офортов в Киеве в 1988 году. Тогда Министерство культуры Украины приобрело несколько моих работ. А первая зарубежная выставка, на которой были представлены мои работы, - выставка офортов в Торонто, в Канаде в 1990 году. Я отправил свои работы, в ответ получил письмо с благодарностью за участие в выставке и схему, как проехать и где можно припарковаться, если я лично приеду на выставку. Было смешно и грустно, потому, что поехать за границу тогда было практически нереально. Но зато я мог честно писать в каталогах и интервью, что мои работы есть в такой-то и такой-то галерее. А впервые я попал за границу в 1996 году по приглашению галереи «БАЗАЛЬТ» в Белграде(Сербия). Я был сильно разочарован, увидев какую фигню выставляют некоторые Белградские галереи.

(Что счастье не в деньгах, можно понять только когда эти деньги есть. И, что уровень художника не определяется количеством зарубежных выставок, понимаешь после того, как сам поучаствовал в этих выставках.)

Потом жажда впечатлений гнала меня все дальше и дальше. Польша, Венгрия, Чехия, Германия, Франция, Швеция, Италия. Мой давний друг Игорь Кравченко, фанатик плавания, «подсадил» меня на ветеранское плавание. С ним мы были во многих странах Европы в качестве спортсменов-ветеранов.  Я почему ездил со спортсменами? Потому что легко было в этом случае получить визу. Если ты за границей хоть раз «засветился» на спортивном мероприятии, не важно с каким результатом, главное, чтобы твоя фамилия была в протоколе, то потом тебя уже без проблем выпускают. Проплыл заявленную дистанцию – и свободен: ходи на выставки, пиши картины. Некоторые продавал, некоторыми расплачивался за гостиницу. 

- Что такое ветеранское плавание? И как Вы оказались в этой команде?

- Люди, отдавшие свою молодость спорту, плохо себя чувствуют без привычной активной жизни, без привычной среды, когда вынуждены уйти «на покой». Потому что это еще достаточно молодые люди. В плавании в 25-30 лет – ты уже ветеран. В 30 лет результатов мирового уровня по плаванию ты уже не покажешь. Но можешь поддерживать форму и участвовать в международных соревнованиях ветеранов, которые проводятся ежегодно: один год – чемпионат мира, другой год – чемпионат Европы. Они чередуются. Но это не Олимпийские игры. На эти соревнования нет жесткого отбора. Кто может поехать, тот и приезжает. 

- Помимо плавания, какими видами спорта вы еще занимались и занимаетесь?

-«Бегал на длинные дистанции, пока не поймали» - шутка. Занимался многими видами спорта: гимнастика, легкая атлетика, скалолазание, альпинизм. Несколько лет я тренировался в клубе карате «Кимэ» у Александра Витальевича Захарченко, человека замечательного во многих отношениях. Он в значительной мере повлиял на мое мировоззрение и отношение к восточной культуре и философии.
 В1990 году пробежал Московский Международный Марафон Мира. ММММ. Опять же – новые впечатления, измененные состояния сознания. В том году было рекордное количество участников – около 20 тысяч. Передо мной бежали тысяч десять, примерно столько же позади. Но для меня это была победа! Победа над собственной ленью, нерешительностью, слабоволием. Своего рода выход из зоны комфорта.
Каждому возрасту нужны разные формы физической активности. Для меня сейчас лучшая форма –йога. Йога тела, йога духа, йога знания и йога служения.

Изображение удалено.

Изображение удалено.

Изображение удалено.

Изображение удалено.