Виталий Гринченко: «Грань между смешным и обидным очень тонкая и важно ее не перейти»

Опубликовано bugaev - чт, 02/18/2021 - 09:07
Гринченко

12 февраля свой 50-летний юбилей отметил наш земляк, известный художник-карикатурист Виталий Гринченко, работы которого отмечены призами престижных международных конкурсов карикатур, печатались в известных изданиях как у нас в Украине, так и за рубежом. Долгое время Виталий Алексеевич работал в городских газетах, а его персональные выставки периодически проводились в городе, в частности в театре им. Леси Украинки, поэтому жители Каменского хорошо знакомы с творчеством художника. Накануне дня рождения Виталия Гринченко мы встретились с ним, чтобы поздравить его с юбилеем и поговорить о его творчестве.

1

- Виталий Алексеевич, скажите, когда у Вас проснулся талант художника и Вы начали рисовать? 

- Вы знаете, я рисовал, сколько себя помню. Мне всегда это было интересно.

- Какую свою картину Вы рисовали дольше всего?

- Сложный вопрос. Дело в том, что я стараюсь «рисовать с колес», то есть максимально быстро реализовать в рисунке свою идею. Именно поэтому мне и нравится жанр карикатуры, потому что в нем идея поддается быстрой реализации. В карикатуре я могу свое видение какой-либо ситуации быстро воплотить в рисунке. А если мы говорим о «серьезном» творчестве, о том, чтобы нарисовать какую-то серьезную картину вместо фотоизображения, то художник в этом случае старается мазками не просто скопировать изображение, а передать колорит, глубину и объем проецируемого на холст или бумагу объекта. Это естественно требует серьезных временных затрат. Но лично для меня, это не всегда интересно. Я люблю какую-то идею реализовывать быстро. Даже если это будет выглядеть не идеально, «аляповато» и даже в чем-то примитивно. Но насчет «аляповатости» - это мнение субъективное. В карикатуре очень сложно определить какие-то художественные критерии, по которым ее можно оценивать. В карикатуре в первую очередь как раз и ценится способность художника донести в юмористической форме до зрителя какую-то мысль, какую-то идею, а художественные особенности в этом случае не так важны. Поэтому отвечая на Ваш вопрос. Скажу, что у меня нет работ, на которые я бы затрачивал настолько большой промежуток времени, чтобы это как-то у меня отложилось в памяти.

- В Ваших работах находят отражение темы эротики и секса?

- В моем творчестве, как и у других художников, есть определенные табу. Я мало уделяю внимание тем темам, которые Вы упомянули. Я не хочу, чтобы мои рисунки, мои карикатуры выглядели пошло и вульгарно. В любом случае, если в моих работах есть шикарные женщины или какой-то эротический намек, то я стараюсь чтобы эти рисунки, все равно не выходили за рамки общепринятых норм морали. Да, и рисовал я эти работы не с натуры, без использования реальных моделей (смеется). Это собирательные образы. Также я стараюсь не касаться в своем творчестве и религии, чтобы ненароком не обидеть кого-нибудь из верующих. Карикатурист, должен понимать свою ответственность, как художник. Он должен заставить людей смеяться и улыбаться, но не вторгаясь при этом в область Веры или каких-то личностных проблем человека: болезни, смерти и т.д. Грань между смешным и обидным очень тонкая и важно ее не перейти.

2

- А как насчет инструментов «быстрой реализации»? Есть какие-то предпочтения: ручка, карандаш, фломастер или краски?

- Инструмент для меня не имеет значения. Я даже на песке палкой могу что-то нарисовать, чтобы реализовать идею, которая в данный момент пришла мне в голову. Конечно то, как будет выглядеть «конечный результат», зависит от материала, на котором выполнен рисунок и от того чем он нарисован. «Любимого» инструмента у меня нет, но мне интересны различные современные компьютерные ноу-хау, которые в значительной степени упрощают работу художника и открывают перед художником новые возможности. Но «ручная работа», если так можно сказать, остается для меня в приоритете. Рисунок, нарисованный рукой художника, а не созданный с помощью компьютерной программы, обладает душой.

3

- Если бы у вас была возможность совершить путешествие в прошлое, с кем из великих художников Вы бы хотели встретиться и пообщаться?

- С Леонардо да Винчи. Это очень колоритная и неординарная личность. Он намного опередил свою эпоху. У меня есть к нему несколько вопросов, на которые я бы хотел получить ответ из первых уст. Надеюсь, что и я бы, как человек из будущего, тоже его заинтересовал. 

- Вы много работали в городских изданиях и потому Ваши работы хорошо известны нашим землякам. И я могу признать, что многие темы статей, которые иллюстрировались Вашими карикатурами уже и забылись, а вот сами карикатуры все так же хранятся в памяти. 

- Да, такое бывало, что сама статья выглядела намного «бледнее», чем карикатура, которая ее иллюстрировала. Я сейчас не пытаюсь показать какой я «крутой» и талантливый.  Просто жанр карикатуры тем и уникален, что одним рисунком передается суть проблемы или ситуации, что все понятно и без слов.

- Чем еще кроме живописи и карикатур Вы увлекаетесь в жизни?

- Спорт. Наверное, это второе мое большое увлечение в жизни. Я с детства любил бегать, прыгать, плавать, заниматься на турниках. Позже увлекся рукопашным боем, в частности - восточными единоборствами.  При чем увлечение восточными видами единоборств имеет для меня не только прикладное значение. Восточная философия позволяет человеку более углубленно понимать суть многих вещей и явлений - увидеть особую красоту в падающем листе, в бегущей воде, в склоненном ветром дереве и так далее. Те же самураи они видели окружающий мир по- своему, через призму своей философии, через призму своего понимания мира. Мне, как художнику, это понятно и интересно. Обычный человек может пройти мимо какого-то явления, предмета или объекта и совсем не обратить на него внимание, а художник, увидит в нем нечто особенное, нечто уникальное и даже заглянуть в будущее, предсказав, спрогнозировав, что ждет этот предмет в будущем…. То есть художник, как и самураи способен замечать и улавливать мельчайшие детали картинки, которые рядовому обывателю незаметны. Поэтом у восточная философия позволяет художнику более продуктивно и более многогранно подходить к пониманию и изучению сути многих вещей. Если же говорить проще, не касаясь нюансов восточной философии, то занятие боевыми искусствами дает возможность сконцентрироваться, дает возможность быстро, оперативно реагировать на изменение ситуации и передавать. Это тоже своего рода «быстрая реализация». Поэтому как это ни парадоксально, но занятия восточными единоборствами помогают мне и при работе над карикатурами.  Это действительно очень помогает для четкой формулировки мыслей и образов и моментальной реализации идеи в виде художественного изображения. Оригами - это еще одно мое увлечение, которое тоже появилось в моей жизни после того, как я увлекся восточными единоборствами и которое тоже позволяет концентрироваться, развивает фантазию. Это настоящее искусство, которое позволяет из пустого чистого листа создавать какие-то образы. При чем это не «мертвое» искусство, где ты собираешь модели по уже существующим схемам. Оригами открывает неограниченные возможности для творчества. Ты сам решаешь, как тебе изогнуть лист, чтобы в итоге родилась новая фигура. Но придумать новую фигуру гораздо сложнее, чем нарисовать карикатуру. И я горд тем, что у меня есть ряд авторских работ в оригами, которые я придумал и воплотил лично.

4

СПРАВКА

Виталий Гринченко родился 12 февраля 1971 года в Днепродзержинске (сейчас Каменское). В 1993 году закончил Днепропетровский монтажный техником, факультет архитектуры. Член Национального Союза журналистов Украины с 2002 года, член ассоциации карикатуристов Украины с 2004 года. Участник многих межрегиональных и международных выставок карикатур. Многократный лауреат конкурсов карикатур. Имеет дипломы победителя конкурсов, проводимых Международной финансовой корпорацией IFC, институтом массовой информации, Международной организацией защиты слова «Репортеры без границ», Посольством Франции в Украине и ассоциацией Atravers I`Evrope. Сотрудничает с изданиями: «КП в Украине», «Профиль», «Газета по-киевски», «Вечерние вести», «Событие», «2000», «Вокруг смеха», «Флирт».