Не так давно закончилась командировка в США директора Индустриального колледжа ГВУЗ УГХТУ (Каменское). О целях, проблемах и достижениях американской системы образования в сравнении с украинской, результатах и впечатлениях от поездки мы побеседовали с участником этого проекта, директором колледжа Сергеем Бажаном.
- Сергей Петрович, как Вы попали в состав делегации и стали участником этого проекта?
- Сам проект существует уже не первый год. Объявляется конкурс, любой директор колледжа может подать заявку и поучаствовать. В этом году было подано около 250 заявок на 15 мест участников делегации. То, что моя кандидатура была одобрена, я объясняю не только личными достижениями, но и успехами коллектива, которым я руковожу. Благодаря программе Community College Administrators Program (ССАР-2018) руководители украинских колледжей в течение пяти недель имели возможность познакомиться с системой работы колледжей США штата Флорида от истории их становления до той роли, которую они играют сегодня в жизни территориальной общины, штата и страны. Всё финансирование программы - за счёт принимающей стороны, то есть Госдепартамента образования США.
- Для чего же нужны американцам подобные программы?
- Уже приехав туда, мы поняли, что пригласили нас не только на стажировку, но и как экспертов. Сама программа CCAP сосредоточена на расширении доступа к возможностям высшего образования через программы технического и профессионального образования, которые реагируют на потребности рабочей силы на местах и потребности териториальной громады. Программа обеспечивает комплексное изучение феномена комьюнити колледжей в США. Главная идея нашего участия в этой программе, которая была заложена организаторами - изучить опыт США и найти возможности использовать приобретенный американский опыт в условиях Украины. И, должен отметить, организаторам это бесспорно удалось!
- Поделитесь Вашими наблюдениями.
- По мнению американцев, образование - не роскошь, это экономический императив для каждого трудолюбивого и ответственного студента, который имеет возможность себе это позволить.
- Главная особенность колледжей заключается в том, что они являются институтами массового образования, массового доступа, открыты практически для каждого, кто этого желает и стремится получить образование.
- Их ключевая идея - «Тhe open-door colleges».
- Образовательные программы и услуги в колледжах, благодаря своей доступности, невысокой стоимости, разнообразным программам финансовой поддержки, дают шанс на получение образования людям, которые, в большинстве случаев, никогда не учились ни в колледже, ни в университете.
- Выпускники колледжей - инвестиция в будущее страны. Колледж для общества - общество для колледжей. Колледж - важная составляющая успешного экономического развития и обеспечения благосостояния общества, прослеживается тесная связь в решении задач местной общины. Колледж - один из путей формирования сознательного гражданина.
- А с точки зрения принципов финансирования есть разница?
- Есть, и она существенная. Начнём с того, что отношение государства совершенно другое. Хочу процитировать Дж. Байдена на ежегодном пленарном заседании Американской ассоциации колледжей (апрель 2017): «…колледжи представляют лучшее, что есть в США. Колледжи должны оставаться национальным приоритетом США и в дальнейшем, поскольку они для среднего класса являются дорогой к успеху, социальным лифтом, который обеспечивает новые возможности для широкого круга граждан».
Каждый колледж обеспечивается финансированием из госбюджета на 48-52%. Остальное - за счёт желающих получить образование (льготы около 2% имеют только демобилизованные из армии и отличники). То есть за деньги каждого налогоплательщика каждый гражданин может рассчитывать на 50% финансирования из бюджета штата на получение им высшего образования.
- Предвижу возражение многих наших читателей: у нас можно получить образование бесплатно…
- Вы знаете, это – миф. У нас в стране нет бесплатного образования. Есть финансирование за счёт государственного бюджета. И если сравнивать уровень этого финансирования с американским… Наши колледжи поставлены в условия элементарного выживания, когда не хватает денег на «коммуналку», когда лаборатории и мастерские не обновляются годами, не говоря о же постоянной нехватке денег на ремонты, учебники, компьютеры. Поэтому с этой точки зрения доступ к образованию в США является более социальным, экономически и рыночно справедливым.
- Много лет нас убеждали, что образование там доступно далеко не всем…
- Это не так. Например, там нет понятия ЗНО, то есть доступ к образованию есть у всех желающих. Очень развиты технологии дистанционного и гибридного образования, территориальная комфортность (отдалённость колледжа от студента не более часа езды). Для каждого студента формируется индивидуальное расписание, а отсутствие временных рамок на получение диплома позволяет каждому определять время учёбы по своим возможностям и желанию. Есть программы, которые позволяют школьникам старших классов одновременно получать образование и в колледже, так называемая, «Двойная регистрация». Отсутствие ограничений по возрасту позволяет сидеть за одной партой человеку в 17 и в 60 лет. Существует финансовая поддержка со стороны государства и штата. Например, программа «яркое будущее» для одарённых детей, программа займа с возвращением денег после учёбы, гарантированное законодательством получение университетского образования после двухлетнего обучения в колледже.
- В последние годы часто говорится, что в таких количествах колледжи Украине просто не нужны. Если сравнить с ситуацией в США?
- Есть язык цифр. На 22 миллиона жителей Флориды приходится:
- 28 колледжей (800 тыс. студентов получают образование квалифицированных рабочих, младших специалистов и около 6% бакалавров);
- 12 университетов (более 400 тыс. студентов получают уровни бакалавра и магистра).
Исследователями и учёными США выведена формула необходимых специалистов (для экономики США): на 1 магистра нужно 2 бакалавра и 7 выпускников колледжей по программам «associate degree».
Интересным является и соотношение количества студентов послешкольного (высшего) образования к числу жителей:
- Флориды – 10 студентов на 180 жителей штата;
- Украины - 10 студентов на 244 жителей страны.
Другими словами, мысль о том, что у нас «больше колледжей, чем надо», тоже несостоятельна. Просто возможности бюджетов разные. Для сравнения: штат Флорида - ВВП 967,3 млрд. дол., государство Украина - ВВП – 112,2 млрд. дол.
- Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы ситуация в системе украинского образования изменилась?
- Изменения должны быть, прежде всего, на законодательном уровне. Необходимо принять Закон «Про фахову передвищу освіту», провести анализ системы профтехобразования, техникумов и колледжей для изучения возможностей их совместной работы. Всё это требует широкого привлечения бизнеса, работодателей, разных источников финансирования, внедрение методики, когда деньги ходят за студентом.
Необходимо изменение пропорциональности в подготовке специалистов, хотя бы в соотношении – 50% с высшим образованием, 30% на уровне колледжей и 20% на уровне рабочих профессий.
Нужно изменить мотивацию работодателей и бизнеса в подготовке специалистов, в том числе новых специальностей, развитии учебных и практических баз. В Америке мы столкнулись с ситуацией, когда в учебной лаборатории колледжа уже работает оборудование, которое на местном заводе будет установлено только через полгода! То есть колледжи оперативно реагируют на нужды местного, регионального, государственного рынка труда, имеют открытый доступ к перечню перспективных профессий, в том числе новых. Они обеспечивают необходимый кадровый потенциал для развития экономики. У нас же очень часто на образование смотрят как на просителя с протянутой рукой. Но это же просто неразумно. Ведь от того, какого специалиста мы подготовим сегодня, будет зависеть экономика и жизнь Украины завтра.
- Что бы Вы сказали, подводя итог?
- Сегодня перед нами всеми стоит важнейшая задача: построение нового государства. Речь идет о преобразовании нашей страны, в которой жить нам и нашим детям, которую подавляющее большинство из нас, без громких заявлений и лозунгов, укрепляет и развивает ежедневно своим трудом. Ведь у каждого из нас есть индивидуальный план обустройства жизни, свой проект строительства собственного дома. И все мы хотим, чтобы наши намерения реализовались как можно успешнее. А чтобы страна стала успешной, наши собственные проекты должны отвечать потребностям государства.