Дистанционное обучение, получение среднего образования без посещения школ и классных кабинетов с каждым днем все более ощутимо становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. При всех недостатках «домашнего обучения» вдали от родной школы на сегодняшний день дистанционному обучению, как представляется, нет никакой иной разумной альтернативы. Поэтому, хотим мы этого или нет, обществу необходимо держать руку на пульсе школьной жизни, быть в курсе новых тенденций в организации учебного процесса, ведь практически в большинстве украинских семей есть школьники и школьницы.
Положение о дистанционной форме школьного обучения
16 октября 2020 года вступило в силу Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образования (далее – Положение).
Положение определяет механизм обеспечения получения полного общего среднего образования (далее - образования) в дистанционной форме, а также использование технологий дистанционного обучения при организации получения образования по различным формам в учреждениях образования, которые обеспечивают получение полного общего среднего образования. Оно расширяет возможности для дистанционного обучения учеников: как по дистанционной форме получения образования, так и при использовании технологий дистанционного обучения в других формах получения образования, пояснили в Министерстве образования и науки.
Новое Положение было утверждено приказом Министерства образования и науки от 8 сентября 2020 года № 1115 и зарегистрировано в Министерстве юстиции 28 сентября 2020 года под № 941/35224.
Положение определяет дистанционное обучение как организацию образовательного процесса (по дистанционной форме получения образования либо путем использования технологий дистанционного обучения в различных формах получения образования) в условиях удаленности друг от друга участников и их как правило опосредованного взаимодействия в образовательной среде, которое функционирует на базе современных образовательных, информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
Организация дистанционного обучения обеспечивает возможность реализовать право учащихся на качественное и доступное образование в соответствии с их способностями, интересами, потребностями, мотивацией, возможностями и опытом, независимо от возраста, места проживания или пребывания, состояния здоровья, инвалидности, социального и имущественного положения, других признаков и обстоятельств, в том числе тех, которые объективно делают невозможным посещение учебных заведений.
Дистанционное обучение осуществляется в соответствии с образовательной программой школы и должно обеспечивать выполнение субъектами дистанционного обучения государственных стандартов образования.
В случае необходимости дистанционное обучение может организовываться по индивидуальному учебному плану.
Дистанционное обучение организуется для школьников, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям с компьютерной техникой.
Синхронный и асинхронный режимы обучения
Получение учебных материалов, общение между субъектами дистанционного обучения во время учебных и коррекционно-развивающих занятий, консультаций, проводимых дистанционно, обеспечивается передачей видео-, аудио-, графической и текстовой информации в синхронном или асинхронном режиме.
Асинхронный режим дистанционного обучения — это взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которого участники взаимодействуют между собой с задержкой во времени, применяя при этом интерактивные образовательные платформы, электронную почту, форумы, социальные сети и т. д.
Синхронный режим — это взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которого участники одновременно находятся в электронной образовательной среде или общаются с помощью средств аудио -, видеоконференции.
Педагоги самостоятельно определяют режим (синхронный или асинхронный) проведения отдельных учебных занятий. При этом не менее 30% учебного времени, предусмотренного образовательной программой учебного заведения, организуется в синхронном режиме (остальное учебное время организуется в асинхронном режиме).
Для учеников, которые не могут принять участие в синхронном режиме взаимодействия по уважительным причинам (состояние здоровья, отсутствие доступа (ограниченный доступ) к сети Интернет или технических средств обучения, в том числе детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных, малообеспеченных семей и т. п), учреждение образования обеспечивает использование других средств коммуникации, доступных для учащихся (телефонную, почтовую связь и тому подобное).
Организация дистанционного обучения
Использование технологий дистанционного обучения может осуществляться на основании личного заявления совершеннолетнего лица или одного из родителей ученика (для несовершеннолетних лиц) с составлением индивидуального учебного плана. В заявлении подтверждается наличие у ученика условий для дистанционного обучения в синхронном и асинхронном режимах, в том числе доступа к сети Интернет, персонального компьютера (с возможностью использования средств аудио-, видеоконференцсвязи).
Во время действия карантинных ограничений (применения противоэпидемических мероприятий) образовательный процесс в школе по решению педагогического совета может организовываться так, что отдельные темы учебного предмета (интегрированного курса) частью учащихся класса изучаются очно, другой частью учеников класса — дистанционно (в асинхронном режиме, с возможностью оказания учащимся поддержки путем проведения консультаций в синхронном режиме). При этом для учащихся определяется очередность очного и дистанционного обучения с целью обеспечения равных условий для получения образования.
Оценивание знаний и результатов обучения
Школа обеспечивает регулярное отслеживание результатов обучения учащихся, а также оказание им поддержки в образовательном процессе (по необходимости).
Оценивание результатов обучения учащихся проводятся по видам оценивания, определенным специальными законами, и в соответствии с критериями, определенными МОН Украины. Государственная итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с законодательством.
Оценивание результатов обучения учащихся может осуществляться очно или дистанционно с использованием возможностей информационно-коммуникационных (цифровых) технологий, в частности видеоконференций.
Учет учебных занятий и результатов обучения учащихся во время дистанционного обучения осуществляется в соответствии с законодательством (в классном журнале, свидетельствах достижений). По решению педагогического совета школа для организации дистанционного обучения может использовать электронное расписание, электронный классный журнал/дневник.
Родители и дистанционное обучение
Родители обязаны способствовать выполнению ребенком образовательной программы, учебных программ по отдельным предметам (интегрированных курсов) и достижению предусмотренных ими результатов обучения, реализации индивидуальной образовательной траектории, заботятся о физическом и психическом здоровье детей, формируют у них навыки здорового образа жизни, а также способствуют соблюдению учащимися академической добропорядочности в образовательном процессе.
В случае, если во время дистанционного обучения родители не выполняют свои обязанности по обеспечению получения ребенком образования, в частности не обеспечивают участие ребенка в образовательном процессе в течение 10 рабочих дней подряд по неизвестным причинам, школа информирует об этом соответствующую службу по делам детей.
Технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения при организации получения образования по различным формам могут использоваться для:
1) обеспечения изучения отдельных учебных предметов (интегрированных курсов) или их отдельных тем, введения профильного обучения;
2) обеспечения проведения отдельных учебных занятий и консультаций, оценивания результатов обучения учащихся;
3) обеспечения проведения дополнительных индивидуальных и/или групповых консультаций и/или занятий для учащихся по учебным предметам, по которым проводится государственная итоговая аттестация на соответствующем уровне полного общего среднего образования;
4) реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями, мотивацией, возможностями и опытом;
5) обеспечения образовательного процесса во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, карантина, других обстоятельств, которые объективно делают невозможным посещение учебных заведений (далее — чрезвычайные обстоятельства);
6) обеспечения проведения (оказания) дополнительных психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий (услуг) для лиц с особыми образовательными потребностями (во время чрезвычайных обстоятельств, а также в случае отсутствия специалистов с проведения (оказания) таких занятий (услуг) из числа работников учреждения образования и невозможности организовать проведение (оказание) таких занятий (услуг) привлеченными специалистами в населенном пункте, где проживает ученик).
Решение об использовании технологий дистанционного обучения в образовательном процессе принимается педагогическим советом школы до начала учебного года или в течение учебного года в случае наступления обстоятельств, требующих организации образовательного процесса с использованием технологий дистанционного обучения.
В течение учебного года использование технологий дистанционного обучения для изучения отдельных тем по учебным предметам (интегрированным курсам), проведение отдельных учебных занятий и консультаций, оценивание результатов обучения учащихся может осуществляться по инициативе педагогических работников (с соответствующим согласованием расписания учебных занятий).
В заключение
В МОН напомнили, что правительство рекомендовало заведениям общего среднего образования установить каникулы с 15 до 30 октября, а в следующий период предусмотреть возможный переход на дистанционное и смешанное обучение с учетом эпидемиологической ситуации.
Игорь Ворон, юрист.