В Киеве 24 августа прошел большой военный парад, который подвел итоги развития армии за 25 лет независимости. В результате неудачных реформ и массового сокращения армии Украина из мощной ядерной державы превратилась в страну, которая не смогла отстоять свои территории во время российской интервенции. Украина была вынуждена начать восстановление вооруженных сил, которое, по мнению экспертов, все же идет гораздо медленнее, чем этого требуют обстоятельства, пишет «Сегодня».
ПОСЛЕ 1991 ГОДА. В наследство от СССР Украина получила огромную армию в 980 тыс. чел. В распоряжение Минобороны Украины перешли порядка 20 тыс. танков и боевых бронированных машин (ББМ), 1500 боевых самолетов, 350 кораблей, порядка 18 тыс. единиц артиллерии, свыше 1200 ядерных боеголовок на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) и более 2600 единиц тактического ядерного оружия. Все это делало Украину могучей военной державой с третьим по мощности в мире ядерным потенциалом.
Но с ядерным оружием расстались. Отказ от него был предусмотрен в концепции обороны и строительства ВС, принятой Верховной Радой 11 сентября 1991 года. А в 1992 году парламент ратифицировал Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Он устанавливал для Украины предельно допустимый потолок численности ВСУ и сразу предусматривал вывод из боевого состава как минимум 5300 танков, 2400 ББМ и 477 самолетов. С той поры и вплоть до начала боевых действий в Украине весной 2014 года развитие ВСУ шло по пути сокращения в условиях совершенно недостаточного финансирования, не покрывающего даже минимальные потребности (см. инфографику).
На конец 1995 года в украинской армии было сокращено более 400 тыс. военнослужащих, а в середине 1996-го Украина избавилась от ядерного оружия. Последняя шахтная установка для запуска МБР была ликвидирована осенью 2001-го в Первомайском районе Николаевской области.
Взамен отказа от ядерного статуса Украина 5 декабря 1994 года подписала Будапештский меморандум, участниками которого также стали "ядерные" Россия, Великобритания и США. Подписанты обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины. Вопрос о нарушении Россией норм Будапештского меморандума встал в 2014 году во время аннексии Крыма и участия российских войск в боевых действиях на Донбассе. К слову, Украина поделилась со своим северным соседом частью своего ядерного арсенала, передав России 11 стратегических бомбардировщиков и 581 крылатую ракету в счет уплаты долгов за газ.
РЕФОРМЫ В АРМИИ. Вплоть до марта 2014 года РФ не рассматривалась украинским военно-политическим руководством в качестве противника. Это подтвердил 23 мая 2012 года тогдашний секретарь СНБО Андрей Клюев, представляя в парламенте очередной вариант военной реформы. "В ближайшие 5—7 лет вооруженная агрессия против нашей страны маловероятна", — заявил он, поясняя, почему у ВСУ еще есть достаточно времени для реформ.
Всего до начала российской интервенции было предпринято три попытки реформировать ВСУ. Все эти программы предполагали полный переход армии на контракт и создание мобильных вооруженных сил для решения возможных локальных конфликтов. Бытовало мнение, что после завершения Второй мировой войны и распада СССР военных конфликтов с массированным применением войск в наших землях ожидать не стоит.
Реализация первой программы началась в 2002 году. Когда в 2005-м президентом стал Виктор Ющенко, появилась новая госпрограмма реформирования и развития ВСУ. Однако в 2009 году ее приостановили из-за недостатка средств. По этой же причине до сих пор не выполнены три целевые программы перевооружения армии, утвержденные в 2007-м. Речь идет о строительстве нового корвета для флота, оснащении армии продвинутым оперативно-тактическим ракетным комплексом "Сапсан" и поставках новейшего танка "Оплот". Вместо "Оплота" еще в 2005 году в армию начал поступать бюджетный вариант танка Т-64 — БМ "Булат". Эти машины воюют на Донбассе. Хотя, по мнению директора информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергея Згурца, "Булат" уже не совсем отвечает требованиям времени: "Он слишком тяжел и не позволяет вести боевые действия в темное время суток".
Третья программа реформирования и развития ВСУ до 2017 года была утверждена Виктором Януковичем 2 сентября 2013 года. Недостаток средств планировалось компенсировать за счет реализации излишнего военного имущества. С 2014 года был отменен призыв на срочную воинскую службу, что позволило заявить о полном переходе на контрактный принцип комплектования. На деле же вышло так, что численность ВСУ в 2013 году упала до исторического минимума (более 165 тысяч человек), и армия не смогла отразить российскую агрессию. После начала боев на Донбассе численность ВСУ начала увеличиваться, достигнув сейчас 250 тыс. чел. Начались активные поставки вооружения и техники. Более внимательно в Украине стали относиться и к финансированию армии, выделив в 2016 году на нужды нацбезопасности и обороны рекордную сумму — более 110 млрд грн (5% ВВП).
ЧТО ПОКАЗАЛ ПАРАД. 24 августа по Крещатику прошло около 200 единиц боевой техники. "Это были новые образцы, поступившие на вооружение армии и Нацгвардии: БТР-4, бронеавтомобили "Спартан" и "Дозор-Б". Остальное — оружие советского производства, но еще обладает значительной разрушительной силой. Это различные артиллерийские системы, средства ПВО Воздушных сил, состоящие из зенитно-ракетных комплексов С-300 и "Бук", а также ПВО Сухопутных войск, представленные комплексами "Оса", — пояснил Сергей Згурец. По его словам, большая часть ресурсов в настоящее время брошена на ремонт и модернизацию советского вооружения.
Тем не менее координатор группы "Информационное сопротивление", народный депутат Дмитрий Тымчук, отмечает, что наша армия окрепла: "У нас появились боеготовые подразделения, которых практически не было в 2014 году, идет закупка и модернизация новых средств вооружения. И, если учесть полный провал первых 23 лет, то все, что сделано за эти два года, — просто фантастика". Дальнейшие пути развития армии, по мнению Згурца, должны касаться продолжения поставок вооружений в Сухопутные войска.
По его словам, дефицит поясняется тем, что украинский ВПК не всегда успевает удовлетворить заказы Минобороны, в том числе из-за разных взглядов на потребности армии и стоимость выполняемых работ. "Поэтому сейчас Минобороны пытается найти альтернативные пути, которые позволили бы уменьшить стоимость и повысить темпы выполнения проектов", — пояснил Згурец.
Несмотря на беспрецедентный в условиях Украины оборонный бюджет, денег по-прежнему не хватает, отмечает Тымчук. "Планируя 5% ВВП на нацбезопасность и оборону, мы смешали понятия, чтобы показать высокий процент. Оборона — это армия. А национальная безопасность — это спецслужбы и правоохранительные органы. Так вот непосредственно на армию идет максимум 2% ВВП. Это показатель для мирного уровня стран НАТО, а у нас идет война, и ВВП намного меньше, чем у стран Альянса. Опыт ведения войн в ХХ веке показал, что на армию следует выделять 20—30% ВВП, но если мы так поступим, то нашу экономику ждет крах. Поэтому, когда мы будет планировать бюджет следующего года, нужно разделить понятия нацбезопасности и обороны и выделить на нужды армии хотя бы 3% от ВВП", — заявил Дмитрий Тымчук.
Кроме того, вчера госпредприятие "Укроборонпром" в честь своего 5-летия презентовало новые образцы техники: модель многофункционального беспилотного авиационного комплекса, беспилотное тактическое многоцелевое транспортное средство "Фантом", новый 60-мм миномет, разработанный по стандартам НАТО, авиационные ракеты Р-27, снайперское оружие и другую современную технику.