9 ноября этого года Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины на своем официальном веб-сайте (https://www.minre.gov.ua) опубликовало разъяснения по поводу того, как студентам с временно-оккупированных территорий и студентам-переселенцам перевестись на государственную бюджетную форму обучения. Расскажем сейчас об этом более подробно.
Кто имеет право перевестись с контрактной формы обучения на бюджетную?
Как сообщило Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, недавно Кабинет Министров Украины утвердил механизм перевода студентов, переехавших с временно-оккупированных территорий (ТОТ),и студентов-переселенцевс контракта на места государственного заказа в учреждениях профессионального и высшего образования. Обнародовано соответствующее постановление Кабинета Министров Украины 28 октября 2022 годапод № 1224.
Итак, по решению Кабмина право перевестись с контрактной формы обучения на бюджетную имеют:
1)студенты, которые проживают на временно-оккупированных территориях, на территории общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или которые находятся во временной оккупации, оцеплены (блокированы) на территории общин, которые по состоянию на 15 октября соответствующего года включены в перечень, утвержденный Минреинтеграции;
2) студенты, которые уехали из таких территорий.
А также:
- дети погибших защитников Украины;
- участники боевых действий и их дети;
- лица, получившие инвалидность в результате войны, и их дети.
Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины обращает особое внимание на то, что действие постановления правительства от 28 октября 2022 года под № 1224распространяется на студентов, которые:
- были зачислены на контракт до 2021 года включительно;
- получают такую степень образования впервые.
Какие документы нужны для студентов-переселенцев и студентов из ТОТ?
Для перевода на бюджет студентам-переселенцам и студентам из ТОТ необходимо предоставить такие документы:
1)выписку из реестра территориальной общины. Выписка должна подтверждать сведения о месте жительства (пребывания) лица по состоянию на 24 февраля 2022 года или содержать информацию о задекларированном/зарегистрированное месте жительства (пребывания) либо о снятии с него на основании сведений Государственной миграционной службы (ДМС);
2) документ об образовании, полученный в заведении, которое расположено на территории соответствующих территориальных общин. Он может пригодиться, если информации в данном реестре нет или студент был снят с места жительства (регистрации) до 24 февраля 2022 года.
Куда предоставлять документы?
Для перевода на бюджет студенту необходимо обратиться с заявлением к руководителю своего учебного заведения. Вуз осуществляет верификацию представленных документов и вносит информацию о студенте в Единую государственную электронную базу по вопросам образования в модуле «соискатели образования».
Важно! Перевод на места государственного заказа студентов, данные о которых внесут в Единую государственную базу после 15 ноября с. г., может быть осуществлён в 2023 году.
На какие бюджетные места будут брать таких студентов?
Перевод будут осуществлять за счёт неиспользованных мест государственного заказа в 2022 году, а также за счёт наличия вакантных (высвобожденных) мест. При отсутствии последних возможно увеличение объёма государственного заказа.
Важно! Если в учебном заведении заведении есть студенты указанных выше категорий, руководителям таких учебных заведений запрещается самостоятельно без разрешения соответствующего государственного заказчика переводить студентов других категорий на вакантные (высвобожденные) места государственного заказа.
Игорь Ворон, юрист.