Из небольшого арсенала юридических инструментов защиты своих нарушенных прав и законных интересов, которым располагает гражданин, жалоба как вид обращения, занимает особое место. Без преувеличения можно сказать, что составление хорошей жалобы сродни искусству. А искусству, как говорится, можно научиться. Поэтому давайте попробуем вместе сделать в этом направлении первый шаг. Ведь в народе говорят: «Жизни человека есть предел, а учению – нет».
Что такое жалоба
Жалоба - это обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.
Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации или их должностных лиц подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением – непосредственно в суд.
Согласно части 1 статьи 17 Закона Украины «Об обращениях граждан», жалоба на решение, которое обжаловалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.
10 полезных практических советов
1. Сначала определите цель, ради достижения, которой вы пишите эту жалобу.
2. Затем определитесь с наименованием того государственного или иного органа либо должностного лица, кому вы желаете направить вашу жалобу. Узнайте его точное наименование и почтовый адрес.
3. Отберите и сгруппируйте основные факты, относящиеся к предмету вашей жалобы. Кратко изложите их на бумаге, выберите главное.
4. Отберите основные документы, которые подтверждают те обстоятельства, на которые вы ссылаетесь, и которые могут служить доказательством нарушения ваших прав. Сделайте с них не менее двух копий: одну приложите к тексту жалобы, а другую оставьте у себя вместе с подлинниками.
5. Составьте и напишете черновик документа по схеме. Тщательно отработайте форму и содержание вашей жалобы: исправьте стилистические и грамматические ошибки,
а также воздержитесь от описания в этом официальном документе ваших эмоциональных переживаний.
7. В конце жалобы всегда используйте универсальную «формулу отказа»: «В случае отказа в удовлетворении моей жалобы прошу оформить отказ письменно с указанием правового основания, сроков и порядка обжалования и выслать мне заказным письмом по указанному выше адресу».
8. Неукоснительно соблюдайте культуру письменной речи и правила оформления документов. Это необходимо не столько чиновникам, которые будут читать вашу жалобу, сколько вам лично, т. к. при всех прочих равных условиях у правильно написанной жалобы шансов на положительное решение гораздо больше, чем у листа бумаги, написанного корявим почерком и непонятно о чем.
10. В резолютивной части всегда требуйте провести проверку изложенных вами фактов и
принятия только тех мер, которые находятся в компетенции того органа или должностного лица, которому вы адресуете жалобу. Несоблюдение этого условия в 99% случаев приведет к отказу в удовлетворении вашей жалобы, а вы получите стандартную отписку: «мол, рады бы помочь, но это не в нашей компетенции».
Самые распространенные ошибки, или как не надо делать
1. Пишут помногу, корявым и неразборчивым подчерком.
2. Пишут умно и витиевато, используя заумные выражения, иностранные, малоупотребляемые слова, а также большие сложно-сочинительные предложения.
3. Не придерживаются установленной формы документа и самых общих правил его составления.
4. Не указывают своего точного обратного почтового адреса.
5. Не умеют определить цель своего обращения и выделить главное.
6. Не умеют правильно и точно сформулировать свою просьбу или требование.
7. Не могут указать орган (предприятие, учреждение или организацию) либо должностное лицо, к которому необходимо обратиться с данной проблемой (вопросом).
8. Неправильно указывают почтовый адрес того лица, к которому адресовано обращение.
9. Не оставляют у себя копию того документа, который был направлен адресату.
Вместо заключения
К сожалению, наша повседневная жизнь не усыпана розами, и у каждого из нас случается такая ситуация, когда эмоции захлестывают, душа требует справедливости, а рука тянется написать жалобу в государственные органы, чтобы разобрались, защитили и наказали обидчика. И уж если пришлось все-таки писать жалобу, то воспользуйтесь нашими советами, чтобы получить максимальный результат в борьбе за свои права.
Игорь Ворон, юрист.