Нотариусы не должны требовать от наследников, желающих получить наследство, справку из жилищного органа по месту жительства наследодателя в зоне АТО.
Такой вывод сделало Министерство юстиции в письме от 03 марта 2016 г. № 1535/13/32-16, отреагировав тем самым на многочисленные жалобы граждан по поводу истребования нотариусами справок жилищно-эксплуатационных организаций при заведении наследственных дел и выдачи свидетельств о праве на наследство после смерти лиц, которые проживали и были зарегистрированы на территории проведения АТО.
Дело в том, что подпунктом 1.13 пункта 1 главы 10 раздела II Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины установлено: место открытия наследства подтверждается справкой жилищно-эксплуатационной организации, справкой правления жилищно-строительного кооператива о регистрации (постоянном месте жительства) наследодателя, справкой адресного бюро, справкой райвоенкомата о том, что наследодатель до призыва на военную службу проживал по соответствующему адресу. К тому же, место открытия наследства не может подтверждаться свидетельством о смерти.
Однако для оформления наследственных дел после смерти наследодателей, которые проживали и были зарегистрированы на территории проведения АТО, есть свои особенности. И все нотариусы должны эти особенности учитывать.
В соответствии со статьей 1221 Гражданского кодекса Украины установлено, что местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, а если оно неизвестно, то местонахождение недвижимого имущества или основной его части, а при отсутствии недвижимости - местонахождение основной части движимого имущества. Важно заметить, что в особых случаях место открытия наследства устанавливается законом.
Теперь обратимся к специальному закону – Закону Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014№ 1669-VII.
Согласно статье 1 указанного Закона, период проведения антитеррористической операции (АТО) - это время между датой вступления в силу Указа Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины» от 14 апреля 2014 года № 405/2014 и датой вступления в силу Указа Президента Украины о завершении проведения антитеррористической операции или военных действий на территории Украины.
Территория проведения антитеррористической операции –это территория Украины, на которой расположены населенные пункты, определенные в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины» от 14 апреля 2014 года № 405/2014.
А согласно статье 9-1 этого же Закона было установлено, что в случае, если последним местом жительства наследодателя является населенный пункт, на территории которого органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, утвержденный решением Кабинета Министров Украины, местом открытия наследства является место подачи первого заявления, что свидетельствует о волеизъявлении относительно наследственного имущества, наследников, исполнителей завещания, лиц, заинтересованных в охране наследственного имущества, или требования кредиторов.
Если место проживания наследодателя наследнику (наследникам) неизвестно, а недвижимое имущество или основная его часть, в случае отсутствия недвижимого имущества - основная часть движимого имущества, находится на территории, предусмотренной частью первой этой статьи (т. е. на неподконтрольной территории), местом открытия наследства является место подачи первого заявления, что свидетельствует о волеизъявлении относительно наследственного имущества, наследников, исполнителей завещания, лиц, заинтересованных в охране наследственного имущества, или требования кредиторов.
Наследственное дело подлежит регистрации в Наследственном реестре в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, подводя итог всему сказанному, следует сделать обоснованный вывод о том, что нотариус не может и не должен требовать от потенциальных наследников справку жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства наследодателя, который проживал и был зарегистрирован на территории проведения АТО.
Что делать, если такую справку все же требуют
Маловероятно, но нельзя полностью исключить ситуацию, в которой по каким-то причинам нотариусу, который оформляет наследственное дело, не известно содержание письма Минюста от 03.03.2016№ 1535/13/32-16. Если справку от ЖЭО все-таки потребовали, то стоит просить нотариуса изучить этот документ и(или) вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия в связи с непредоставлением «необходимой справки». Такое решение нотариального органа можно будет обжаловать в судебном порядке.
Игорь Ворон, юрист.