Верховный Суд подготовил письмо «Об отдельных вопросах осуществления уголовного производства в условиях военного положения» от 3 марта 2022 г. № 2/0/2-22.
Расскажем вкратце о его основных положениях.
1. В случае невозможности внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый государственный реестр досудебных расследований и, соответственно, невозможности формирования выписки из этого Реестра, информация о регистрации уголовного правонарушения и начале досудебного расследования может быть подтверждена мотивированным постановлением органа досудебного расследования о начале досудебного расследования, которое содержит все сведения, определенные статьей 214 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее — УПК). Такой документ может считаться надлежащим подтверждением начала досудебного расследования и основанием для рассмотрения ходатайств органа досудебного расследования.
2. На местности (административной территории), где действует правовой режим военного, чрезвычайного положения, проводится антитеррористическая операция или принимаются меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, в случае невозможности исполнения в установленные законом сроки следственным судьей полномочий, предусмотренных статьями 163, 164, 234, 235, 247 и 248 УПК, а также полномочий по избранию меры пресечения в виде содержания под стражей на срок до 30 суток к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 109 – 114-1, 258 – 258-5, 260 – 263-1, 294, 348, 349, 377 – 379, 437 – 444 Уголовного кодекса Украины (далее — УК), эти полномочия исполняет соответствующий прокурор.
При этом таким прокурором является как прокурор, осуществляющий полномочия прокурора в конкретном уголовном производстве, так и его руководители.
Соответствующие решения могут быть приняты прокурором и в случае, если уголовное производство осуществляется по совокупности совершенных подозреваемым преступлений, хотя бы одним из которых является преступление, предусмотренное статьей 615 УПК.
В других случаях, а именно при отсутствии оснований для осуществления указанных полномочий прокурором, он может обращаться в суд по месту проведения следственных (розыскных) действий.
Также в случае осуществления уголовного производства по статьям УК, не внесенным в перечень, предусмотренный статьей 625 УПК, прокурору целесообразно изменить территориальную подследственность уголовного производства и передать его в другой район, область, где функционирует суд.
3. Суды, осуществляя правосудие в условиях военного положения, должны учитывать, что согласно статье 12-2 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» в условиях правового режима военного положения суды, органы и учреждения системы правосудия действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, определенными Конституцией Украины и законами Украины, а также то, что согласно статье 26 этого Закона сокращение или ускорение каких-либо форм судопроизводства запрещается.
4. Все ходатайства, которые поступают на рассмотрение следственных судей, должны рассматриваться в пределах сроков, установленных УПК, однако, по возможности, безотлагательно.
5. В случае невозможности в определенный УПК срок судьей (коллегией судей) рассмотреть ходатайство об избрании или продлении меры пресечения в виде содержания под стражей его может быть передано на рассмотрение другому судье, определенному в порядке, установленном частью 3 статьи 35 УПК, либо рассмотрено председательствующим, а в его отсутствие — другим судьей из состава коллегии судей, если дело рассматривается коллегиально.
6. При условии невозможности осуществления судом правосудия, обусловленной режимом военного положения, прокурору, при наличии необходимых оснований, необходимо обращаться с ходатайствами в соответствующие апелляционные суды или, при наличии оснований, в Верховный Суд об изменении подсудности уголовных производств (дел) в соответствии с положениями статьи 34 УПК.
7. Если в силу объективных обстоятельств участник уголовного производства не может участвовать в заседании в режиме видеоконференцсвязи с помощью технических средств, определенных УПК, в виде исключения можно допускать участие такого участника в режиме видеоконференцсвязи с помощью других средств, при этом следует обратить внимание на разъяснение такому участнику его процессуальных прав и обязанностей.
Также, учитывая объективные обстоятельства, как исключение, можно допускать рассмотрение ходатайств относительно мер пресечения без участия подозреваемого, с надлежащей мотивацией такой процедуры рассмотрения.
8. В случае, когда территориальная подследственность уголовных правонарушений на стадии досудебного расследования изменена, а материалы уголовных производств из-за военных действий не были переданы или переданы не в полном объеме, оценивая риски, обосновывающие целесообразность применения мер пресечения и содержания под стражей в частности, следователь (суд) руководствуется всеми имеющимися материалами ходатайства о применении (продолжении) меры пресечения. В то же время, как соответствующий риск суды должны учитывать введение военного положения и вооруженную агрессию в Украине.
9. При рассмотрении ходатайств органов досудебного расследования суд использует все имеющиеся документы и материалы, в том числе судебные решения в форме, в которой они внесены в Единый государственный реестр судебных решений (распечатки из Реестра).
Решая вопрос о продлении меры пресечения, суд может учитывать предварительную оценку отдельных фактических обстоятельств, сделанную им при решении предыдущих ходатайств в этом уголовном производстве на основании соответствующих материалов, и не проводить чрезмерного истребования материалов у сторон уголовного производства.
10. Следственным судьям (суду) необходимо учитывать обстоятельства военного положения и, при наличии необходимых этому оснований, по ходатайству подозреваемого уместно принимать решение об изменении меры пресечения в виде залога на личное обязательство, если соответствующее ходатайство обосновывается желанием использовать средства, переданные в залог, для их последующего внесения на специальные счета Национального банка Украины для целей обороны Украины.
Также, исходя из состояния ведения военных действий, в местах ведения активных боевых действий по ходатайству подозреваемого уместно рассматривать вопрос об изменении меры пресечения в виде домашнего ареста на меру пресечения в виде личного обязательства.
11. При отсутствии возможности заверения судебного решения печатью и/или наложения штрихкода принятие следователем судьей такого решения подтверждается фактом внесения его в Единый государственный реестр судебных решений(по этому поводу необходимо также информировать соответствующим письмом пенитенциарную службу для дальнейшего информирования ею администраций следственных изоляторов и других мест содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде содержания под стражей).
Игорь Ворон, юрист.