28 октября этого года, по сообщению новостного раздела юридического Интернет-портала «Юрлига» (https://jurliga.ligazakon.net), в газете «Голос Украины» был опубликован Закон Украины «Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення та Закону України «Про дорожній рух» щодо посилення адміністративної відповідальності за порушення порядку встановлення та використання номерних знаків транспортних засобів» № 2658-IX. Закон вступает в силу дня, следующего за днём его опубликования, кроме пункта 2 раздела II Закона (относительно внесения изменений в Закон «Про дорожній рух»), который вступает в силу через 6 месяцев со дня, следующего за днём его опубликования. Расскажем об этом более подробно.
О проекте закона (регистрационный номер 7365)
Как в своё время сообщали в аппарате Верховной Рады Украины (https://www.rada.gov.ua), проект Закона «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях о введении административной ответственности в сфере подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами» (рег. № 7365) был принят Верховной Радой за основу ещё 15 августа 2022 года.
Целью законопроекта являлось обеспечение надлежащей идентификации транспортных средств, участвующих в дорожном движении и создание эффективного механизма ответственности за нарушение установленных требований, правил и порядка использования номерных знаков, предотвращение коррупционных рисков в работе территориальных сервисных центров Министерства внутренних дел Украины.Принятым Законом предусматривается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей 121-3, которой устанавливается административная ответственность за незаконное использование номерных знаков транспортных средств.
В КУоАП появилась новая статья 121-3
Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) был дополнен новой статьёй «Нарушение требований законодательства относительно использования номерных знаков транспортных средств».
Согласно части 1 статьи 121-3 «Управление или эксплуатация транспортного средства без номерного знака, с номерным знаком, который не принадлежит этому средству или не отвечает установленным образцам или требованиям, с номерным знаком, закреплённым в не установленном для этого месте, перевернутым или неосвещённым, закрытым другими предметами (в том числе прозрачными), с нанесением покрытия или применением материалов, препятствующих или затрудняющих его идентификацию, загрязнённым номерным знаком, если такая загрязнённость не даёт возможности чётко определить символы или буквенно-числовую комбинацию номерного знака с расстояния 20 метров, а так же совершение других действий, направленных на умышленное сокрытие номерного знака, — влекут за собой наложение штрафа в размере 70 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. 1 190 грн.).
Согласно части 2 статьи 121-3 «Управление или эксплуатация транспортного средства с незаконно установленными номерными знаками Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Национальной полиции Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации или дипломатических представительств, консульств и других международных организаций, которые пользуются полным и частичным иммунитетом, —
влекут за собой наложение штрафа в размере 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (2 550 грн.).
Согласно части 3 статьи 121-3 «Повторное в течение года совершение нарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, — влечёт за собой наложение штрафа в размере 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (5 100 грн.) с лишением права управления транспортными средствами на срок от 3-х до 6-ти месяцев».
С целью совершенствования механизмов управления дорожным движением и предотвращения коррупции
Ваппарате Верховной Рады Украины разъяснили, чтоизменениями в Закон Украины «О дорожном движении» совершенствуется порядок изготовления и учета номерных знаков, а также создается эффективный механизм предотвращения коррупционных рисков в работе территориальных сервисных центров Министерства внутренних дел Украины.Принятие предложенного проекта будет способствовать обеспечению надлежащей идентификации транспортных средств, повышению уровня безопасности дорожного движения, а также уменьшению аварийности на дорогах.
Игорь Ворон, юрист.