Перевозка детей: вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения

Опубликовано slavkin - пн, 03/15/2021 - 06:43
Ворон

Перевозке детей в автомобильном транспорте во всех странах всегда уделяется особое внимание. И Украина не исключение. Стремительными темпами по экспоненте растет на дорогах количество транспортных средств, увеличивается их мощность и скоростные характеристики передвижения. В то же время по этим объективным причинам нарастает и опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Если к объективным причинам возникновения аварий на дорогах страны добавить человеческий фактор, прежде всего нежелание сознательно соблюдать правила безопасности движения транспорта, то становится более понятной ужасающая статистика аварийности на дорогах. В таких условиях парламент и правительство постоянно стремятся к совершенствованию правового регулирования дорожного движения, в том числе это касается и перевозки детей. В сегодняшней статье остановимся на этом подробнее.

Новые изменения в Правилах дорожного движения
4 марта этого года вступило в силу постановление Кабинета министров Украины от 24 февраля 2021 года № 152 (далее – постановление № 152), которым внесены существенные изменения в Правила дорожного движения (далее – ПДД) в части перевозки детей.
На официальном сайте патрульной полиции (http://patrol.police.gov.ua) первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий разъяснил основные положения новой трансформации правил перевозки детей в автомобилях и автобусах. Что изменилось?
Во-первых, дополнено и стало более точным определение детской удерживающей системы (вместо специальных средств).
Во-вторых, теперь в соответствующих нормах ПДД нет упоминания о возрасте ребенка, оставили только рост (145 см).
В-третьих, теперь нет требования относительно пользования детскими удерживающими системами на транспортных средствах, осуществляющих регулярные, регулярные специальные и нерегулярные пассажирские автобусные перевозки, и специализированных транспортных средств (медицинской помощи, Минобороны, МВД, Национальной полиции, ГСЧС, Госпогранслужбы, СБУ, ГСО).
В-четвертых, дополнен пункт ПДД о правилах использования детских удерживающих систем в транспортных средствах.

Детское автокресло — детская удерживающая система
Напомним нашим читателям, что в настоящее время основным подзаконным актом, которым регулируется дорожное движение, являются Правила дорожного движения. Новая редакция ПДД была утверждена почти 20 лет назад постановлением Кабинета министров Украины от 10 октября 2001 года № 1306. Разумеется, в течение этих лет в ПДД систематически вносились и вносятся сейчас необходимые изменения.
Постановлением № 152 был изменен пункт 1.10 ПДД, который содержит разъяснения по поводу всех специальных терминов, использующихся в этом нормативно-правовом акте. В Правилах появилось такое новое определение, как «детская удерживающая система», которое в просторечии называли и называют сейчас «детское автокресло».
   Детская удерживающая система — это оборудование, способное удерживать ребенка в сидячем или наклоненном положении, которое в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшает опасность травмирования ребенка, находящегося в нем, путем ограничения подвижности его тела.
Согласно новой редакции пунктов 21.12 – 21.26 ПДД, детские удерживающие системы должны использоваться в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности или системами соединения детской удерживающей системы, предусмотренными их конструкцией, и отвечать требованиям действующих в Украине правил и нормативов.
Детские удерживающие системы устанавливают на местах для сидения, кроме первого ряда. В случае перевозки ребенка в возрасте до 3-х лет в легковом автомобиле на месте для сидения первого ряда допускается установка детских удерживающих систем, которые устанавливаются против направления движения с обязательным отключением фронтальной подушки безопасности этого места для сидения (в случае ее наличия).
Детские удерживающие системы устанавливают и используют в соответствии с инструкциями производителей этих систем и транспортных средств.
Характеристики детской удерживающей системы должны соответствовать массе и росту ребенка, который в ней перевозится.
Дети должны находиться в детских удерживающих системах в пристегнутом положении.
Почему это важно? Потому что речь идет о безопасности наших детей. А это —самое главное.

Когда и как запрещается перевозить детей
Привычная для многих родителей перевозка детей на коленях, как показали тесты, является наиболее опасной для ребенка. Ведь при резкой остановке малыш как бы исполняет роль «подушки безопасности», и принимает на себя всю инерцию взрослого, который может придавить его к переднему сиденью, или еще хуже — даже улететь в прямом смысле этого слова вперед, ведь при экстренном торможении вес ребенка «увеличивается» в несколько десятков раз.
Согласно международной статистике, детская удерживающая система (детское автокресло) в автомобиле в 71% дорожных аварий убережет ребенка от летального исхода в возрасте до одного года, и в 50%, если ему от одного до 4-х лет. Поэтому использование детской удерживающей системы необходимо и обязательно!
Согласно новой редакции пункта 21.11 ПДД запрещается перевозить детей, рост которых меньше 145 см, в транспортных средствах без использования детских удерживающих систем, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства; на заднем сидении мотоцикла и мопеда, кроме:
– транспортных средств, осуществляющих регулярные, регулярные специальные и нерегулярные пассажирские автобусные перевозки, при условии соблюдения установленных ПДД ограничений скорости движения;
– специализированных санитарных автомобилей бригад экстренной (скорой) медицинской помощи, оперативных транспортных средств Минобороны, МВД, Национальной полиции, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Госпогранслужбы, Службы безопасности, Управления государственной охраны во время выполнения ими неотложного служебного задания.

За нарушение правил перевозки детей — штраф
Кстати, напомним, что согласно части 10 статьи 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) нарушение правил перевозки детей влечет за собой наложение штрафа на водителя в размере 30-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. 510 грн.).
Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, влечет наложение штрафа на водителя в размере 50-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. 850 грн.).

Печальная статистика патрульной службы полиции
По словам первого заместителя начальника Департамента патрульной полиции Алексея Белошицкого, за прошлый год в Украине произошло 4 432 ДТП с участием детей, в которых 168 детей погибли и почти 4 тысячи были травмированы.
Прибывая на вызовы о ДТП, патрульные нередко становятся очевидцами того, что дети — травмированные или погибшие в результате ДТП — были без специальных средств, которые дают возможность пристегнуть их в авто. 
Однако не стоит забывать, что использование детских удерживающих систем — это не только пассивная безопасность вашего ребенка, его жизни и здоровья, но и вероятность того, что в случае ДТП он останется живым или получит менее серьезные травмы.
В течение прошлого года полицейские составили 2 664 административных постановления за нарушение правил перевозки детей.
Патрульные на постоянной основе проводят профилактические мероприятия, информируют граждан о важности пристегивания детей в авто и реагируют на такие правонарушения.

Игорь Ворон, юрист.