Рассмотрение жалоб налогоплательщиков: еще один шаг к прозрачности и гласности

Опубликовано admin - пн, 12/05/2016 - 04:14
В конце ноября с. г. вступил в силу приказ Министерства финансов Украины от 28.09.2016 года № 849 (зарегистрирован в Минюсте Украины 28.10.2016 под № 1405/29535), которым были внесены изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденный приказом Минфина от 21.10.2015 № 916 (зарегистрирован в Минюсте 23.12.2015 под № 1617/28062). Таким образом был сделан еще один важный шаг в развитии процессов гласности и совершенствования работы ГФС с жалобами налогоплательщиков. Приказ № 849 опубликован в «Официальном вестнике Украины» от 25.11.2016 № 91. О чем идет речь Министерство финансов и Государственная фискальная служба Украины (далее – ГФС) прилагают достаточно много усилий, это надо признать, для всестороннего или детального нормативного регулирования правовых отношений между фискальной службой и налогоплательщиками. В частности, практически ежегодно Минфин и ГФС обращают внимание на процедуру обжалования налогоплательщиками налоговых уведомлений-решений или иных заключений органов ГФС при административном обжаловании. Действующий Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами (далее – Порядок) был утвержден в октябре 2015 г. Последние изменения, внесенные в Порядок уже в этом году, позволяют рядовому налогоплательщику не только отказаться от рассмотрения своей жалобы в закрытом режиме, но и привлечь к отрытому рассмотрению своего дела Совет бизнес-омбудсмена, Минфин, регуляторную службу и даже СМИ. Наверное, излишне говорить о том, что такую открытость налоговая служба ранее никогда не демонстрировала. Права налогоплательщика Согласно Порядку, процедура административного обжалования налогоплательщиком налогового уведомления непосредственно контролирующему органу в сфере налогообложения считается досудебным порядком разрешения налогового спора. Рассмотрение жалобы налогоплательщика со стороны ГФС может осуществляться в двух формах: в закрытом или в открытом заседании. В соответствии с Порядком лицо, подавшее жалобу на решение контролирующего органа, имеет право: 1) участвовать в рассмотрении материалов жалобы лично или через уполномоченных представителей (в том числе адвокатов); 2) во время рассмотрения жалобы высказывать свое мнение по вопросам, которые возникают во время такого рассмотрения; 3) предоставлять документы, объяснения, доводы, касающиеся предмета жалобы; 4) до принятия решения по жалобе отозвать ее полностью или частично путем направления письменного заявления в контролирующий орган, который ее рассматривает; 5) получать информацию о рассмотрении жалобы и решение по результатам ее рассмотрения; 6) знакомиться с материалами проверки и административного обжалования в электронной и письменной форме, делать с них копии, выписки с помощью технических средств; 7) осуществлять техническую фиксацию заседания по рассмотрению жалобы с помощью фото-, киносъемки, видео-, звукозаписи; 8) заявлять ходатайства, касающиеся предмета рассмотрения жалобы, в том числе: - об участии и предоставлении объяснений в ходе рассмотрения жалобы лиц, проводивших проверку, которые принимали решение (совершали действия) или принимали участие в принятии обжалуемого решения; - о присутствии во время рассмотрения материалов жалобы с участием налогоплательщика представителей средств массовой информации (если осуществляется открытое рассмотрение жалобы). Помимо этих прав, налогоплательщик также имеет право заявить о намерении самому участвовать в рассмотрении одновременно с подачей соответствующей жалобы. Еще раз обратим внимание на тот примечательный факт, что отныне при открытом рассмотрении жалобы гражданина в налоговый контролирующий орган, на заседании имеют право присутствовать представители Минфина, регуляторной службы и бизнес-омбудсмена, а также журналисты. Закрытый режим работы с жалобой возможен только на основании письменной просьбы самого налогоплательщика. Ходатайство налогоплательщика Ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в открытом заседании должно соответствовать требованиям, предусмотренным Порядком, и быть заявлено одновременно с подачей жалобы. В этой связи уместно сказать о том, что Минфин добавил в приложении к Порядку общий образец такого ходатайства, чем, без сомнения, значительно упростил жизнь тем, кто собирается жаловаться на налоговиков. В случае если налогоплательщиком заявлено ходатайство об участии в рассмотрении жалобы представителя центральных органов исполнительной власти, представителя бизнес-омбудсмена, то контролирующий орган, который рассматривает жалобу, обязан не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения заседания по рассмотрению жалобы сообщить по электронной почте таким лицам. И в заключение Нередко и сейчас можно услышать критические замечания в адрес налоговой службы. Наверно, есть и конкретные факты для таких мнений. Однако нельзя не признать, что уверенное движение ГФС от карательного органа к удобной сервисной службе по обслуживанию налогоплательщиков налицо. Тот, кто еще застал огромные очереди измученных граждан в тесных коридорах ГНИ во время сдачи налоговых отчетов и неприкрытое хамство «старых» налоговых инспекторов, поймет, о чем идет речь. Положительные изменения в налоговом законодательстве сегодня имеют место, свидетельством чего является обновленный Порядок. Иными словами, сделан еще один шаг налоговой в сторону открытости и прозрачности отношений с рядовыми налогоплательщиками. Кстати, Далай-лама однажды сказал так: «Отсутствие открытости приводит к недоверию и появлению потаенного чувства незащищенности». Если перефразировать это выражение, то, пожалуй, можно сказать: открытость фискальной сервисной службы – это верный путь к появлению у налогоплательщика чувства защищенности и осознанного желания платить налоги. Пусть кто-то попробует доказать обратное. И. Ворон, юрист.    

Теги