Регистрация доверенностей в условиях военного положения: разъяснение Минюста

Опубликовано slavkin - пт, 06/24/2022 - 08:34
Ворон

20 июня этого года Нотариальная палата Украины на своём официальном веб-портале (https://npu.ua) опубликовала информационное сообщение по поводу разъяснений Министерства юстиции Украины о регистрации доверенностей в условиях военного положения. Об этом же сообщает и юридический Интернет-портал «Юрлига» (https://jurliga.ligazakon.net). Теперь раскроем эту тему более детально.
Регистрация нотариальных доверенностей обязательна
Нотариальная палата Украины сообщает, что удостоверенные нотариусами доверенности (в том числе в порядке передоверия), а также прекращение их действия подлежат обязательной регистрации в Едином реестре доверенностей.
В условиях действия военного положения, при отсутствии доступа к Единому реестру доверенностей (далее — ЕРД), нотариальное удостоверение осуществляется без использования ЕРД, но с последующим внесением в него соответствующих сведений в течение 5-ти рабочих дней со дня восстановления доступа.
Для установления единой нотариальной практики Нотариальная палата обращалась в Минюст с просьбой разъяснить нюансы регистрации доверенностей в условиях военного положения.
Детальное разъяснение по этому вопросу содержится в письме Министерства юстиции Украины № 48098/37.3/32-22.
В частности, в этом письме Минюста отмечается, что на период действия военного положения с целью обеспечения возможности внесения сведений об удостоверенных доверенностях (выданных дубликатах доверенностей) в Единый реестр нотариус, осуществляющий нотариальную деятельность в пределах административно-территориальной единицы, которая включена в Перечень административно-территориальных единиц, в пределах которых прекращается доступ пользователей к единым и государственным реестрам, держателем которых является Министерство юстиции Украины, в условиях военного положения, и соответственно не имеет доступа к Единому реестру, заверяет доверенность (выдает дубликат доверенности) и может осуществить внесения сведений о ней в Единый реестр путем подачи регистратору (нотариусу), который имеет доступ к Единому реестру, заявлений установленного образца (приложения 1, 2 к Положению о Едином реестре доверенностей) в письменной форме или путем направления электронной копии заявления.
Электронная копия такого заявления нотариуса (с наложенной квалифицированной электронной подписью) направляется на электронный адрес регистратора (нотариуса), который имеет доступ к Единому реестру. К заявлению приобщается электронная копия (с наложенной квалифицированной электронной подписью) платежного документа об оплате за регистрацию доверенности (ее дубликата) или документа, который является основанием для освобождения от уплаты средств за регистрацию доверенности (ее дубликата).
В соответствии с пунктом 2.11 главы 2 Положения о ЕРД регистратор (нотариус)
отказывает во внесении сведений в Единый реестр, если в заявлении о регистрации
доверенности (дубликата доверенности) или регистрации прекращения действия доверенности в Едином реестре отсутствуют, не полностью или не четко определены сведения, предусмотренные этим Положением; отсутствует плата за внесение сведений.
В случае отсутствия оснований для отказа во внесении сведений в Единый реестр
регистратор (нотариус) вносить сведения в Единый реестр, в результате чего
изготавливается извлечение в двух экземплярах, один из которых остается у такого
регистратора (нотариуса), а электронную копию второго экземпляра извлечения (с
наложенной квалифицированной электронной подписью нотариуса, которым внесен
регистрационная запись в Единый реестр) направляет на электронный адрес нотариуса,
которым удостоверена доверенность.
Кстати, с актуальным перечнем нотариусов можно ознакомиться на вебсайте Минюста по ссылке: https://minjust.gov.ua/pages/list_of_notaries.
Игорь Ворон, юрист.