Для водителей наземных транспортных средств всех типов и видов у нас есть крайне важное сообщение. С 1 июля этого года вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» от 22.11.2018 №2617-VIII, которым, помимо прочего, вносятся существенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодексУкраины. Остановимся на этом более подробно.
Закон Украины № 2617
Несмотря на то, что Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» № 2617-VIII (далее Закон – 2617) фактически был принят парламентом еще осенью 2018 года, реально он вступает в законную силу только теперь, с 1-го июля с. г. Это прямо следует из раздела II Закона «Заключительные и переходные положения».
Законом № 2617 внесены многочисленные изменения как в Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП), так и в Уголовный кодекс (далее – УК).
В частности, отныне в КУоАП появилась новая редакция печально известной статьи 130 «Управление судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции» (название уже в новой редакции), а в УК появилась «свежая» статья 286-1 «Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции», иные редакции статьей 11, 12, 21 и ряда других.
Согласно измененной статьи 11 УК «Понятие уголовного преступления» уголовным правонарушением является предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом уголовного правонарушения.
Не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинившее и не могущее причинить существенный вред физическому или юридическому лицу, обществу или государству.
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 12 УК «Классификация уголовных правонарушений» уголовные правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Уголовным проступком является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (на сегодня это не более 51 000 грн.) или другое наказание, не связанное с лишением свободы.
Преступления делятся на нетяжкие, тяжкие и особо тяжкие.
Статья 130 КУоАП в новой редакции
Управление речными, морскими или маломерными судами судоводителями в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а так же передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лиц, управляющих речными, морскими или маломерными судами, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, влекут наложение штрафа в размере 1 000необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. 17000 грн.) или общественные работы на срок от 40 до 60 часов, с лишением права управления всеми видами плавучих средств на срок от 1 до 3 лет.
Те же действия, совершенные лицами, не имеющими права управления речными, морскими или маломерными судами, влекут наложение штрафа в размере 1 500необлагаемых минимумов доходов граждан (25 500 грн.)или общественные работы на срок от 40 до 60 часов.
Прием судоводителем после аварийного происшествия при его участии алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки или назначены медицинским работником), или после того, как судно было остановлено по требованию полицейского или другого уполномоченного законом должностного лица до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, или до принятия решения об освобождении от проведения такого осмотра, влечет за собой наложение штрафа на судоводителей в размере 1 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (20400 грн.) с лишением права управления всеми видами плавучих средств на срок 3 года.
Иными словами, в КУоАП в статье 130 сохранилась административная ответственность за вождение в пьяном виде и отказ от прохождения осмотра на состояние алкогольного или иного опьянения только за водителями речных, морских и маломерных судов. С другой стороны, теперь водители наземных транспортных средств за пьянство за рулем не будут наказываться в административном порядке. Их ждет уголовная ответственность.
Новая уголовная статья 286-1
В соответствии с «новоиспеченной» правовой нормой УК под номером 286-1, которая называется «Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции», теперь управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, или отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а так же употребление водителем транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия при его участии алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки или назначены медицинским работником), или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным лицом медицинского освидетельствования с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, до принятия решения об освобождении от проведения такого медицинского освидетельствования – наказываются штрафом от 1 000 до 2 000необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 000 до 34000 грн.) с лишением права управлять транспортными средствами на срок до 3-х лет.
Те же действия, совершенные повторно, – наказываются штрафом в размере до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (51000 грн.) с лишением права управления транспортными средствами на срок от 2 до 3 лет.
Вместо заключения
Статистика дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей-пьяниц, каждый год неприятно поражает воображение не только рядовых граждан, но и видавших виды специалистов по безопасности дорожного движения. К примеру, по данным Нацполиции, только за 10 месяцев прошлого года на дорогах страны произошло более тысячи «пьяных» ДТП; 1 360 человек получили травмы, а 78 – погибли. Бездумное, безответственное, или если прямо сказать, преступное отношение некоторых водителей транспортных средств к вопросу собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения неизбежно привело нас к тому, что водители, севшие за руль пьяными, теперь могут стать фигурантами уголовного дела. Да, пока это не грозит реальным тюремным сроком, однако «настоящая» уголовная статья в биографии и личном деле – это уже очень серьезно. Для многих это может стать позорным клеймом на всю жизнь. Остается надеяться, что эти жесткие, но вполне оправданные меры, принимаемые руководством страны, заставят некоторых из нас, как минимум, задуматься, садясь за руль, о своей высокой гражданской ответственности за свою жизнь и жизни других людей.
Игорь Ворон, юрист.