Общественный кризис в стране набирает обороты. И связано это не только с критической ситуацией в экономике, катастрофическим ростом жилищных тарифов с одновременным падением реальных доходов населения, но и «борьбой» государственных и местных властей с распространением пандемии COVID-19. Как и следовало ожидать, впереди планеты всей в этом противостоянии против коронавируса оказалась столица. Преследуя благую цель усиления карантинных мер, киевские власти нашли «подходящий» выход из тяжелой ситуации: запугали жителей Киева огромными административными штрафами от 17-ти до 34-х тысяч гривень за проезд в общественном транспорте без сертификатов о вакцинации или отрицательного результата ПЦР-теста. Но имеют ли такие угрозы законное основание, и действуют ли местные органы власти способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины? Сейчас это один из самых важных вопросов не только для стольного града, но и для каждого города или населенного пункта, так как коллапс в работе общественного транспорта может привести к тяжелым и малопредсказуемым последствиям. Свою точку зрения на эту проблему, проанализировав возникшую для населения угрозу с правовой точки зрения, пояснил Евгений Пелихос, адвокат, руководитель адвокатского бюро Евгения Пелихоса. О чем идет речь, расскажем подробнее.
Ограничения на проезд в транспорте
Как объяснил юрист, последние транспортные ограничения были внедрены протоколом Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций от 28.10.2021 № 68.
Адвокат обращает внимание на подпункт 3-1 пункта 3 этого Протокола. Эта норма устанавливает запрет именно на ПЕРЕВОЗКУ пассажиров без наличия у них соответствующих документов. Следовательно, запрет касается тех лиц, которые осуществляют перевозки, то есть перевозчиков, а не пассажиров. Таким образом, нет правовых оснований для подобного рода угроз наложить штраф на пассажира, тогда как пользование общественным транспортом или проезд в нем никем не запрещены. Комиссия самостоятельно использовала в протоколе такую формулировку, но угрожают штрафами почему-то именно пассажирам, а не транспортным предприятиям, подчеркивает адвокат.
Кстати, для контраста руководитель адвокатского бюро Евгений Пелихос предлагает проанализировать запрет находиться в общественных местах и транспорте без надетых масок, который адресуется, в частности, не только руководителям автотранспортных предприятий, водителям, но и пассажирам.
Итак, по мнению правоведа, вывод очевиден:
- во-первых, нельзя обвинить лицо, пользующееся услугами общественного транспорта, в нарушении запрета перевозки людей общественным транспортом;
- во-вторых, пассажир как рядовой гражданин, не исполняющий каких-либо должностных обязанностей в сфере функционирования общественного транспорта, по определению не может нести юридической ответственности за нарушение запрета деятельности (перевозки) общественным транспортом, которая (деятельность) им априори не осуществляется.
«Красные линии» для общественного транспорта в «красной зоне»
Адвокат подчеркивает, что так называемое «карантинное» постановление правительства, а именно постановление Кабинета министров Украины «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мер в целях предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 9 декабря 2020 года № 1236 (далее — постановление № 1236) само по себе не предусматривает для «красной» зоны каких-либо ограничений на проезд в городском транспорте невакцинированных категорий населения.
Более того, пребывание в этой зоне не предусматривает права местных комиссий устанавливать дополнительные ограничения на территории «красной» зоны. Право этих комиссий на саморегулирование ограничено уровнем «оранжевой» зоны, хотя и выглядит это нелепо.
Как известно, карантинные ограничения в соответствии с постановлением вводятся таким образом, что каждая следующая зона включает в себя свои ограничения и ограничения предыдущих зон («желтая» зона включает свои ограничения и «зеленую» зону; «оранжевая» зона включает свои ограничения и «лимитные» условия «зеленой» и «желтой» зон). Однако почему-то в случае «красной» зоны Кабмин обошел предыдущую «оранжевую» зону и определил, что в строжайшей зоне действуют собственные ограничения вместе с теми, что распространяются на «зеленую» и «желтую» зоны. Так и хочется спросить у членов правительства: «Где логика, господа?» Хотя…
О незаконности решения комиссии КГГА по транспортной проблеме
Как указывает юрист Евгений Пелихос, протокол Постоянной комиссии Киевской городской государственной администрации по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций от 28.10.2021 № 68 был принят при отсутствии законных оснований. Поэтому любые попытки местных властей вместе с правоохранительными органами наложить административные штрафы на обычных рядовых граждан за проезд в транспорте по статье 44-3 КУоАП в таких случаях должны заканчиваться постановлением суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статья 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях называется «Нарушение правил карантина людей» и предусматривает административное наказание в виде админштрафа в размере: для граждан от 17 000 до 34 000 гривень и для должностных лиц — от 34 до 170 тысяч гривень. — И. В.).
В то же время отдельный вопрос возникает относительно права Кабмина уполномочивать комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (сокращенно комиссии по вопросам ТЭБ и ЧС) вводить определенные карантинные мероприятия. По этому поводу мнение адвоката сводится к следующему.
По Закону Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 6 апреля 2000 года № 1645-III, карантин устанавливается именно Кабинетом министров Украины, а не комиссиями по вопросам ТЭБ и ЧС.
Во-вторых, согласно Кодексу гражданской защиты Украины (принят в 2012 году — И. В.) такие комиссии создаются только с целью координации деятельности органов власти и предприятий в сфере гражданской защиты. И кроме того, комиссии по вопросам ТЭБ и ЧС не имеют права вводить дополнительные ограничения.
О проверке документов полицейскими во время локдауна
Адвокат Евгений Пелихос также обращает внимание на сомнительность полномочий полицейских по проверке COVID-сертификатов.
«Пункт 18 постановления № 1236 якобы уполномочивает сотрудников полиции выборочно проверять документы о вакцинации и отрицательный ПЦР-тест. В то же время Кабмин почему-то «забыл», что статья 29 Закона Украины «О Национальной полиции» однозначно устанавливает, что полицейскому запрещено применять любые другие полицейские меры, кроме определенных законами Украины», — напоминает адвокат.
Очевидно, что профильным «полицейским» законом не предусмотрена такая полицейская мера, как проверка документов о вакцинации, отрицательного ПЦР-теста или документов о выздоровлении.
Наличие в постановлении № 1236 пункта такого содержания свидетельствует о том, что Кабмин вопреки предписаниям законодательства вместо Верховной Рады предоставил полиции дополнительные полномочия, которые прямо не предусмотрены законом о полиции.
Описанное положение вещей позволяет обоснованно сомневаться в законности требований полиции к рядовому гражданину предоставить документ о вакцинации или отрицательный ПЦР-тест. Поэтому есть все правовые основания утверждать, что наложенные полицией административные штрафы относительно проезда в транспорте без документов о вакцинации являются незаконными.
В заключение
Может, у кого-то возникнет вопрос: зачем нам, проживающим в Днепропетровской области, знать подробности того, что происходит в общественном транспорте в Киеве? Нам-то до этого какое дело? Считаем, нас это касается не в последнюю очередь, хотя живем мы далеко от столицы. Во-первых, потому что наша область уже не одну неделю находится в «красной» зоне. А во-вторых, приказ областным полицейским проверять ковид-сертификаты у пассажиров непосредственно во время проезда на общественном транспорте либо прямо на улице может поступить в любую минуту (если уже не поступил, чего мы, разумеется, не знаем). Следовательно, запредельные административные штрафы по 17 тысяч гривен за якобы «нарушение правил карантина» могут стать реальностью не только для киевлян, но и для каждого из нас в любое время. К такому развитию событий нужно быть готовым не только потому, что эпидситуация в государстве продолжает оставаться сложной, но и из-за уже не скрываемого административного давления государственных властей на невакцинированную часть населения.
Итак, что значит «быть готовым»? Вот несколько практических правовых рекомендаций:
1) ни при каких обстоятельствах не оказывать физического сопротивления полицейским, не оскорблять и не унижать их достоинства при исполнении служебного долга; можно и нужно говорить о незаконности их действий, приводить свои аргументы, но не нарушать закон, держать себя в рамках поведения законопослушного гражданина;
2) обязательно потребовать предъявить полицейское удостоверение и записать данные полицейского;
3) заявить ходатайство о своем желании воспользоваться правовой помощью и позвонить своему адвокату (юристу);
4) в протоколе об административном правонарушении перед своей подписью написать два слова «Не согласен» и обязательно поставить свою подпись;
4) потребовать и получить свою копию протокола;
5) крайне желательно использовать свои возможности провести видеосъемку, или сделать 2-3 фотографии на месте «правонарушения», либо сделать диктофонную запись разговора с полицейским с помощью телефона, у которого нет режима «видеозапись»;
6) не откладывая, в этот или на следующий день обратиться за правовой помощью к своему юристу или в любую юридическую консультацию.
Помните о том, что через 10 дней с дня наложения такого административного штрафа (таков процессуальный срок на обжалование неправомерного решения) подать жалобу на незаконное решение полицейского будет практически крайне трудно и, скорее всего, вам придется уплатить многотысячный административный штраф в полном размере. Однако, всегда из трудного положения есть выход. У каждого есть реальная возможность при помощи профессиональных юристов этой напасти в виде административного штрафа избежать. Да, это не будет легко, но это возможно. Кстати, верно кто-то из умных людей сказал: «Юрист — это лоцман, умеющий плавать между рифами законов».
Примечание. При подготовке статьи использованы материалы онлайн-портала газеты «Юридическая практика» https://pravo.ua/.
Игорь Ворон, юрист.