В Минобразования думают о пересмотре содержания школьного курса мировой литературы за счет уменьшения количества произведений русских писателей, пишут "Вести".
Эта тема обсуждалась на последнем заседании Коллегии МОН. Пока решили вернуть название предмета «Зарубежная литература» (в 2010 году предмет был переименован в «Мировую литературу»), а над списком авторов и произведений еще подумать. По словам замминистра образования Максима Стриха, предыдущее руководство МОН переформатировало курс литературы таким образом, что 60–75% его занимает изучение русских писателей. Впрочем, педагоги уверяют: цифры преувеличиваются в разы.
«Курс литературы нужно пересмотреть, — считает экс-министр образования, и член Коллегии МОН Василий Кремень. — Причем это касается не только русских писателей. Некоторые украинские живые классики пытаются лоббировать свои произведения, а это недопустимо. В целом, я считаю, что изучаться должны только писатели первого эшелона, да и то, если 60% всего курса занимают русские писатели, — это неправильно. Есть же еще европейская, американская литература».
Другой член Коллегии, директор Ассоциации руководителей школ Киева Юрий Шукевич приводит примеры. «Есть писатели, признанные во всем мире, — Толстой, Достоевский. Творчество других писателей, например, Шолохова или Булгакова, стоит проанализировать с точки зрения патриотизма и национальной идеи и понять, какие произведения неуместно изучать».
Руководитель авторского коллектива по созданию новой программы по мировой литературе Ольга Николенко не согласна с позицией Коллегии МОН: «Цифра, которая там называлась (60–75%), сильно преувеличена. На самом деле, русская литература — это 10–13% курса. Например, в пятом классе дети проходят только двух русских авторов — Пушкина и Цветаеву. Думаю, что Цветаеву могут убрать из обязательной литературы и отправить в список рекомендованной. В шестом классе — тоже два условно русских автора — Гоголь и Короленко. Но их вряд ли уберут, потому что оба они связаны с Украиной», — рассуждает Николенко.
Экс-директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько уверен: детям нужны только классики, такие как Пушкин. «Во всем мире курс литературы изучается только в высшей школе, и только в постсоветских странах — в средней. Учитель должен выбирать: например, из четырех зарубежных писателей выбрать одного для класса. Кого именно он выберет — зависит от детей, а не от принадлежности писателя к какой-то стране», — говорит Ересько.
Мнения учителей по поводу возможного нововведения разделились. Учительница из Днепропетровска Наталья Стаховская предлагает из программы 10-го класса исключить Некрасова. «Вместо него можно изучать, например, «Мадам Бовари» Флобера или «Над пропастью во ржи» Селлинджера — это хотя бы близко и понятно подросткам. В 11-м классе можно переместить в раздел факультативного чтения стихи Блока, а вместо них изучать новеллы Цвейга». Ее коллегу из Киева все устраивает и в программе. «Каждая новая власть спекулирует на вопросах языка и литературы. Но дети не должны зависеть от политики», — считает учительница литературы Лариса Демьянченко.