В 2020 году в Украине прошли местные выборы – жители поселков, городов и районов выбирали составы советов и глав громад. О хейте в соцсетях и о том, что можно сделать за год в городе, перегруженном промышленностью, мы говорили с депутатом горсовета Каменского (Днепропетровская обл.), главой городской экологической комиссии Александром Лукашовым.
ПОЛИТИКА СПУСТЯ 10 ЛЕТ: РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ, ОДИНАКОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ГОРОЖАН
- Прошел год с момента Вашего повторного избрания в Каменский городской совет. Это уже вторая каденция. Не появились ли за это время нестыковки, различия между ожиданием и реальностью?
- Действительно это моя вторая каденция в горсовете Каменского. Со времени первой (2010-1015 гг) что-то поменялось, что-то осталось неизменным. Изменилось избирательное законодательство – ушла «мажоритарка». Качественно изменился состав совета: другие фракции, более молодые и образованные депутаты. А вот проблемы города и ожидания каменчан остались прежними – жилищно-коммунальный сектор, экология, медицина. То, что рядом с каждым и ежедневно.
При этом, несмотря на вторую каденцию в городском совете, нестыковки, как Вы выразились, действительно есть. Некоторые вещи оказывались сложнее, чем казались «с поверхности». Взять ту же экологию. Казалось, что достаточно начать активно работать в этом направлении и все изменится. Но блицкриг не удался (улыбается). На законодательном уровне много тонкостей, в том числе – особенности взаимоотношений частных промышленников, власти и громады. С другой стороны, мы добились существенных сдвигов в этом направлении.
- Вспомните баллотирование в 2010-м и 2020-м годах. Что изменилось за 10 лет?
- Принципиальная разница – в подходах руководства города. Во времена первой каденции вся работа в городе строилась по принципу встраивания, то есть по контуру существующих проблем, обходя и адаптируясь к ним и решая по возможностям.
В 2020-м году ситуация была уже иной. Возглавив город в 2015 году, Андрей Белоусов коренным образом изменил подходы в сторону фундаментального решения вопросов. Немалую роль здесь сыграл его опыт работы вице-мэром, главой департамента ЖКХ Днепропетровской ОГА, а также заместителем министра регионального развития, строительства и ЖКХ.
Справедливости ради нужно отметить, что и финансовые возможности города отличались. Немалую лепту внесла реформа децентрализации, которая позволила оставлять больше средств в местных бюджетах. Плюс Каменское активно сотрудничает с европейскими финансовыми структурами, такими как Европейский инвестиционный банк и Европейский Банк реконструкции и развития.
- Вы женаты, воспитываете двоих детей. Как Ваша семья восприняла ваше решение идти в политику?
- Наверное, как и большинство семей депутатов и политиков – не обрадовалась, но горячо поддержала (смеется). На самом деле, как бы банально это не прозвучало, но в Каменском я родился, вырос, состоялся, создал свою семью и планирую жить здесь. Поэтому нужно наводить порядок в своем родном городе, в своем доме. И я благодарен своей семье за невероятное терпение и поддержку. Ведь давайте говорить откровенно: быть депутатом городского совета – это «плюс заботы и минус время». Что, конечно, несколько расходится с интересами семьи.
ЭКОЛОГИЯ ПРОТИВ ЭКОНОМИКИ?
- Вы возглавляете депутатскую комиссию по вопросам экологии. Занять этот пост было Вашей инициативой?
- Здесь вообще получилось интересно. Дело в том, что в 2014 году я работал начальником одного из департаментов Госэкоинспекции в Полтавской области, поэтому тема экологии не была для меня чем-то неизвестным и далеким. На заседании комиссии я предложил свою кандидатуру, на что коллеги мне сказали: «Мы тебя и хотели предложить». В общем это была моя инициатива, которая совпала с решением коллег и нашла поддержку лидера партии «Бджола» Андреем Белоусовым.
- Каменское – город с чрезвычайно сложной экологической ситуацией из-за высокой концентрацией предприятий. Из комментариев на Вашей странице в соцсетях можно сделать вывод о следующем видении ситуации рядовым жителем города: «Есть депутаты, пусть они разбираются с ДМК (или любым другим предприятием)». Почему же депутаты горсовета, из которых и состоит профильная комиссия, не могут решить вопрос с экологией города?
- Как я уже и говорил, существуют определенные аспекты взаимоотношений межу предприятиями и городской властью. Многие забывают важнейший момент: промышленные предприятия, которые являются крупнейшими загрязнителями Каменского, частные. С одной стороны, они обязаны работать в соответствии с нормами экологического законодательства, осуществляя выбросы в пределах, которые определяются выдаваемыми им разрешениям. С другой – это объекты частного бизнеса. Со всеми вытекающими сложностями в отношении проверок и т.д.
Есть еще и третий аспект. Промышленность – это ключевая бюджетообразующая отрасль Каменского. Допустим мы закрыли «Днепровский коксохим» вместе с мощностями бывшего ДМК («Днепровский металлургический комбинат», - ред.), воздух стал чище, выбросы исчезли. И в качестве «джек-пота» мы получаем огромные недопоступления в бюджет громады и около десяти тысяч безработных горожан. Поэтому несмотря на всю кажущуюся простоту, этот вопрос очень деликатный и требует решений в правовом поле, в соответствии с нормами экологического законодательства.
ЗА ГОД БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА 20 ЛЕТ
- В комментарии СМИ Вы заявили о том, за текущую каденцию в направлении улучшения экологии было сделано больше, чем за предыдущие 20 лет. Что конкретно было сделано?
- Это действительно так. Прежде всего, удалось предотвратить катастрофический рост загрязнения воздуха в Каменском. Напомню, еще в декабре 2020 года крупнейший загрязнитель «Днепровский металлургический комбинат» объявил о своих намерениях в три раза увеличить выбросы в атмосферу. Те, кто хоть раз гулял в центр Каменского и видел слои графита на дороге, понимают, чего мог стоить такой шаг. Мы не смогли добиться от предприятия обоснований увеличения выбросов и начали активно коммуницировать с областным руководством, экоинспекцией, налоговиками и Минприроды. В итоге весной руководство ДМК пошло нам навстречу, официально заявив об отказе от намерений наращивать выбросы.
Более того, в июле на сессии городского совета мы впервые утвердили положение об общественных слушаниях касательно предприятий, которые намереваются получить разрешение на вредные выбросы. Что это значит? Фактически то, что прежде чем получить разрешение, любое предприятие должно рассказать о своих планах, ответить на вопросы каменчан и получить резолюцию общественности. В этом вопросе однозначно консолидированная позиция мэра города Андрея Белоусова и депутатского корпуса.
Удалось сдвинуть с мертвой точки рекультивацию Ясиновой балки. Для города это особый объект. Там десятилетиями захоранивались отходы химического производства, включая ртутьсодержащие вещества. Из-за особенностей рельефа балка подтапливается и существует риск попадания этого химического коктейля в реки Коноплянка и Днепр. Сейчас департамент экологии готовит тендерные процедуры для корректировки проекта рекультивации.
Кроме того, сейчас мы занимаемся подготовкой к реализации еще одного проекта. Его задача проста: «вывести из тени» ряд вредных компонентов, которые выбрасывают промышленные предприятия, маскируя их под менее вредные. Как следствие – увеличить наполнение местных бюджетов. Все детали пока раскрыть не могу – оставим долю интриги.
- В интервью и комментариях Вы неоднократно упоминали о том, что включились в законотворческую деятельность. В частности, Ваши поправки были учтены в проекте ЗУ «Об экологическом аудите». Чем этот документ может быть интересен рядовому жителю г. Каменское?
- Документ прежде всего интересен тем, что позволит громаде города усилить влияние на работу промышленных предприятий. Как я уже говорил, промышленные предприятия Каменского, включая крупнейшие загрязнители, частные. Собственники или топ-менеджмент этих предприятий сегодня имеет массу законодательных лазеек для того, чтобы срывать проведение экоаудита завода или комбината. Например, не согласовывать аудит. Я вместе с общественной организацией «Чисте повітря України» подал правки к законопроекту, которые позволят устранить подобные недочеты.
Также после принятия законопроекта, результаты аудита должны быть обязательно опубликованы в открытом доступе. Чтобы жители громады имели возможность ознакомиться с его результатами.
- На каком этапе сейчас находится этот законопроект?
- Сейчас он проходит все предусмотренные законом процедуры обсуждений, согласований и подписаний. После этого его вынесут на голосование в Верховную Раду.
- Возвращаясь к соцсетям. На страницах местных активистов иногда можно увидеть ироничные посты как раз на тему того, что за последнее время сделано больше, чем за 20 лет. Проще говоря – с Вами не согласны.
- Я очень настороженно отношусь к такому понятию, как «активист». Для некоторых сегодня это стало работой, а для некоторых – способом самопиара. Я приветствую гражданские инициативы, которые имеют под собой конкретные действия. В частности, у нас конструктивные деловые отношения с ОО «Чисте повітря України», о которой я упоминал. Активисты приложили немало усилий к тому, чтобы ДМК отказался увеличивать выбросы, а также принимали участие в подготовке предложений для законопроекта «Об экологическом аудите». Также есть опыт сотрудничества с общественниками из ОО «ПУСК» и «Аквазахист».
В целом хочу подчеркнуть, что я сторонник решения вопросов экологии в правовом поле. Хотя сегодня это, увы, нередко долгий и сложный бюрократический процесс.
«РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТИИ УВЕРЕННО НАБИРАЮТ ПОДДЕРЖКУ УКРАИНЦЕВ»
- Вы возглавляете Днепропетровскую областную организацию ПП «Бджола». Как показали последние выборы, местные (региональные) партии набирают вес. На Ваш взгляд, почему?
- В первую очередь, потому что региональные партии строятся снизу-вверх, то есть из регионов к центру. Кто такие представители региональных партий? Это прежде всего люди, которые живут в громадах, знают их проблемы. Если хотите – знают душу города. Поэтому вполне естественно, что жители громад доверяют своим же. «Бджола» - яркий тому пример. Ее лидер Андрей Белоусов – один из немногих, кто на мэрских выборах одержал победу в первом туре. А фракция «Бджола» сегодня является крупнейшей в Каменском городском совете.
«ДЕПУТАТ – НЕ ПРОВИДЕЦ»
- Кроме работы в сессионном зале, что сделал для Каменского депутат городского совета Александр Лукашов?
- Депутатской работы на округе немало. За этот год мы провели первый этап благоустройства детского сада «Золотая рыбка». Профинансировали ремонт полов и замену внутренних дверей в детском саду «Бджілка». Осуществляется замена окон в СШ №31. Также из средств депутатского фонда профинансировали закупку мебели для детского сада «Веснянка» - теперь у детей появились современные яркие шкафчики-раздевалки. И это, не говоря о более мелких работах, таких как замены труб, ремонты подъездов, участие в благоустройстве дворов.
Также в общей сложности выделили более 250 тыс. грн материальной помощи нуждающимся. К сожалению, в более чем 90% случаев люди обращаются за материальной помощью для лечения. При той промышленной нагрузке, которую испытывает Каменское, не думаю, что это случайность – закономерность.
- Кстати нередко депутатов обвиняют в том, что они якобы пиарятся на освоении так называемого депутатского фонда, который состоит из средств налогоплательщиков. Можете это прокомментировать?
- Так а никто и не скрывает того, что средства депутатского фонда формируются в большей части именно из средств местного бюджета. Я говорю «в большей части», потому что некоторые работы или расходные материалы на них, я финансировал из собственных средств. Депутат – это менеджер, задача которого грамотно провести работу с имеющимся денежным фондом.
Относительно того, что многие псевдоразоблачители любят называть пиаром, то коль уж мы говорим о работе со средствами городского бюджета, вполне логичным является отчет об их освоении. Так что речь идет об обыкновенной открытости перед избирателями своего округа.
- Как жители громады Каменского могут пообщаться с депутатом Александром Лукашовым?
- Я открыт по отношению к избирателю. Моя приемная на ул. Короленковской, 54, всегда работает для посетителей. За исключением периодов жестких карантинных ограничений. Многие пишут мне в Фейсбуке и сегодня это тоже норма.
Иногда сталкиваюсь с парадоксальными ситуациями, когда в соцсетях отдельные пользователи говорят о том, что депутат ничего не делает. Потому что у них, дескать, уже месяц в доме течет труба и никто не пришел ее починить. Правда, потом выясняется, что к депутату никто не обращался. Депутат – не провидец. Для того, чтобы решить проблему, о ней нужно заявить. Городской депутат и жители – это не противоборствующие стороны, а дополняющие друг друга элементы. Поэтому давайте создавать комфорт для каменчан совместными усилиями!