
Есть в украинской политике такое понятие, как «эффект гречки». Появился он благодаря ставшему легендарным благодаря своей чудаковатости и экстравагантности бывшему мэру Киева Леониду Черновецкому – тот накануне выборов раздавал пенсионерам кульки с гречкой и другими продуктами, дабы заполучить их голоса на выборах.
Похоже, в Днепродзержинске мы начинаем наблюдать нечто подобное, только вместо гречки наших пенсионеров пытаются «купить» деньгами. Вот уже несколько дней по городу гуляют слухи о некоей «помощи» малоисмущим лично от мэра Станислава Сафронова. Якобы те днепродзержинцы, которые получают минимальную пенсию, могут обратиться в социальные службы и в Центр муниципальных услуг с заявлением на имя Сафронова, и им выдадут в качестве материальной помощи по 300 гривен.
Мы заинтересовались этим «аттракционом неслыханной щедрости» и решили выяснить, что за деньги обещаны пенсионерам. Действительно, кто-то очень упорно распространяет слухи об очень добром мэре, который радеет за бедняков и дает им деньги. Как пояснили нам эксперты, в городском бюджете Днепродзержинска действительно заложены определенные средства на оказание материальной помощи. Но выдаются они людям в экстренных случаях – при тяжелых заболеваниях, при необходимости дорогих операций, в случае, если имущество пострадало от пожара или стихийного бедствия. В таких случаях люди обращаются в управление социальной защиты и пишут заявления на имя городского головы с просьбой о материальной помощи, специалисты проверят уровень доходов заявителей и необходимость выплат, и если человеку действительно нужна помощь, ее выплачивают.
Но с появлением слухов о «300 гривнях для малоимущих» большое количество людей потянулось в соцзащиту и в Центр муниципальных услуг с заявлениями о материальной помощи, мотивируя это тем, что-де у них минимальная пенсия и что «сам Сафронов распорядился выдавать деньги». Тут возникает сразу несколько вопросов.
Во-первых, средства, заложенные на помощь тем, кто действительно в ней нуждается, не безграничны. Если месяц-два платить по 300 гривен всем тем, у кого минимальная пенсия, то деньги быстро закончатся. И из каких карманов тогда платить тем, у кого действительно сгорел дом или кому нужна дорогая операция? Это уже больше похоже на диверсию по дискредитации центральной власти Украины – люди-то будут обвинять в безденежье не «доброго мэра», а губернатора и президента.
Во-вторых, происходит подмена понятий назначения средств для материальной помощи. Как мы уже писали, эти деньги предназначены на случай, если с человеком произошло что-либо чрезвычаное. А если начнутся выплаты всем тем, у кого минимальная пенсия, то получится, что при Днепродзержинском горсовете создается чуть ли эдакий альтернативный пенсионный фонд, который будет работать, чего уж там греха таить, на создание положительного имиджа мэра Станислава Сафронова как «защитника бедных». Прием этот не нов – люди постарше хорошо помнят, как в конце 90-х годов тогдашний хозяин Днепропетровской области Павел Лазаренко (кстати, бывший партийный босс Станислава Сафронова!) назначил пенсионерам добавку к пенсии в 10 гривен. Но!!! Решение о выплате «лазаренковской десятки» принималось и утверждалось Днепропетровским областным советом, то есть всеми депутатами, которые являются распорядителями областного бюджета! Интересно, советовался ли Сафронов с депутатами Днепродзержинского горсовета насчет «сафроновской трехсотки»?
И, в-третьих. Все это уж очень похоже на элементарный подкуп избирателей старшего возраста – тех самых, которые дисциплинированнее всего ходят на выборы. И если тщательно муссируются слухи, что это - «помощь от Сафронова», то получается, что мэр уже начал свою предвыборную кампанию, причем за деньги из городского бюджета. Интересно, что по этому поводу думают депутаты Днепродзержинского горсовета и контролирующие органы, которые должны следить за целевым расходованием бюджетных средств?
В начале статьи мы упомянули о киевском мэре Леониде Черновецком. Увы, киевский градоначальник оказался куда как порядочнее днепродзержинского – Черновецкий кулечки с гречкой для бабушек приобретал за свои средства, «вынимал» деньги из собственного бизнеса. А Сафронов решил покупать голоса за счет городского бюджета, то есть за наши с вами деньги, дорогие днепродзержинцы. Хоть и говорил, что раньше занимался бизнесом и является не самым бедным человеком. А то получается, что продать хотя бы один из джипов, на которых он рассекает по городу, и вырученные деньги раздать малоимущим, ему слабо, а вот запустить руку в городской бюджет – это всегда пожалуйста…