Для любознательных каменчан: Генерал Лебедь. Прерванный полет

Опубликовано slavkin - пт, 04/29/2022 - 07:56
Лебедь

20  лет назад, 28 апреля 2002 года, в 6.15 утра в районе озера Ойское, на Буйбинском перевале Красноярского края, произошло падение вертолета Ми-8.  Событие прискорбное, но не такое уж редкое для России – в прошлом году там произошло более 30 крушений воздушных суден.
         Однако эта авиакатастрофа  занимает особое место в бесконечной череде российских «авиатрощ». Не будь ее, дальнейшая история России могла пойти по несколько другому сценарию. А может, по совершенно иному,  в котором  не нашлось бы места многим  произошедшим с тех пор трагическим событиям. Конечно, это лишь предположение, как и то, что та авиакатастрофа была не совсем случайной. Но слишком уж они хорошо сочетаются между собой, как фрагменты пазла…

    Среди жертв аварии был один из самых на тот момент перспективных политиков России – губернатор Красноярского края Александр Лебедь, ранее – секретарь Совета безопасности,  заместитель командующего ВДВ, командующий 14-й армией, генерал-лейтенант. А еще  – кандидат в президенты  РФ, занявший в 1996 году третье место после действовавшего главы государства Б. Ельцина   и лидера коммунистов Г. Зюганова. За Лебедя отдали свои голоса 14,7% избирателей – почти 11 млн. человек. Это по официальным данным. Инсайды сообщали, что  в феврале 2012 г. во время встречи с представителями партий Д. Медведев, занимавший т президентский пост, доверительно сообщил: «Вряд ли у кого есть сомнения, кто победил на выборах в 1996 году. Это был не  Ельцин». И после эффектной паузы загадочно добавил: «Может, и не Зюганов»… 
    Тогда 46-летний Лебедь согласился поддержать Ельцина, получив за это целый букет высоких должностей – секретарь Совета безопасности РФ, 
помощник президента  по национальной безопасности, председатель Комиссии по высшим воинским должностям, и Совета по кадровой политике при Президенте РФ,  полномочный представитель президента  в Чеченской Республике. Следующая попытка взойти на вершину властного олимпа  на выборах 2004 г. могла быть для него  еще более успешной. Один имидж бравого боевого генерала – десантника чего стоил, на его фоне тщедушный, гэбэшный майор выглядел особенно бледно…
    Совсем необязательно правление Лебедя стало бы для России безусловным благом и торжеством демократии.  У генерала  хватало своих авторитарных замашек. Но если б во власти оказался человек, завершивший первую чеченскую  войну – ее второго дубля точно не было бы. Соответственно, не было бы предшествовавших ей  взрывов жилых домов в Москве,  Буйнакске, Волгодонске, «Рязанского сахара», трагедий Норд-Оста и Беслана, использованных в качестве  средства для повышения президентского рейтинга человека, известного в своей среде под прозвищем «бледная моль».  Возможно, не было бы и вторжений в Грузию и Украину…  
    Конечно,  нелепо представлять крутого вояку, прошедшего все советские и постсоветские горячие точки, начиная от Афганистана до Чечни, в образе миротворца. Свирепая внешность Лебедя вполне соответствовала крутому нраву. Но в отличие от Путина, работавшего завклубом в ГДР и носившего портфель за питерским мэром, он досхочу навоевался смолоду и очень хорошо знал на собственном опыте, что такое война не с парадно-маршевой стороны, а с отвратительной, заскорузлой от грязи  и крови, завшивленой изнанки…

                  Украинские корни
Будущий генерал появился на свет 20 апреля 1950 г. в городе Новочеркасске, Ростовской области, в интернациональной семье.  Его отец – украинец, из Сумской области, до войны был осуждён за опоздание на работу, по другой версии – сослан как сын кулака.  Участвовал в войнах с Финляндией и Германией. После демобилизации поселился в Новочеркасске, где жили родственники. Был мастером на все руки, работал учителем труда. Мать, Екатерина Григорьевна – русская, из Рязанской области; работала на городском телеграфе. 
Как-то вышло, что Александр по документам значится русским, а его родной брат Алексей – украинцем. Не исключено, этими анкетными нюансами объясняется то, что при всей схожести их биографий – оба стали профессиональными военными и политиками, Лебедь дослужился до звания генерал-лейтенант,  стал секретарем Совбеза, губернатором крупнейшего Красноярского края, потолком же военной карьеры младшего брата стало звание половника, гражданской – руководство маленькой дотационной республикой Хакассия…
В июне 1962 года, 12-летним подростком Саша стал свидетелем жестокого подавления происходивших на улицах его родного города массовых протестов против повышения цен, закончившихся расстрелом демонстрантов войсками, десятками убитых и раненых. 
Александр  с детства мечтал стать военным летчиком, и после школы подал документы в разные  летные училища, но везде получил отказ из-за… впечатляющих физических данных – рост под 190 не для кабины истребителя.  В конце концов, Лебедь приблизился к своей мечте  – небу, в 1969 году поступил в Рязанское воздушно-десантное командное училище, которое окончил в 1973 году. 
Военная карьера Александра была динамичной: десантное училище, ВДВ, Афганистан, военная академия, горячие точки агонизировавшего совка – Тбилиси, Баку, Спитак.  Ступенька за ступенькой прошел путь от лейтенанта-взводного до генерала-комдива. Ранение, четыре ордена, два боевые – Красного Знамени и Красной Звезды.  С февраля 1991 г. генерал-майор А. Лебедь одновременно с должностью командира 106-й воздушно-десантной дивизии становится заместителем командующего ВДВ СССР. 
В  дни августовского путча в августе 1991 г. Лебедь руководил частями Тульской десантной дивизии в Москве, в том числе блокадой здания Верховного Совета РСФСР, активных действий не предпринимал.   Бытует мнение, что генерал перешел на сторону Ельцина,  но как сам говорит – просто выполнял приказы, а приказа на штурм не было.  
    Борис Ельцин впоследствии писал: «Я до сих пор помню его мощный голос в августе 91-го, когда он говорил мне в кабинете Белого дома: один залп из БТРов – и вся начинка здания заполыхает, все ваши герои попрыгают из окон»… 
В  июне 1992 г. Лебедя под фальшивыми документами «полковника Гусева» направили в  Приднестровье, где разгорелся очередной пожар военного конфликта,  сопроводивший распад СССР.  Лебедь был командирован для инспекции 14-й армии, офицеры которой отказались подчиняться генералу Ю. Неткачёву, обвинив в работе на Министерство обороны Молдовы.  Через несколько дней Лебедя назначают  командовать 14-й армией. Армия активно вступает в вооруженный конфликт, с помощью артиллерии наносит серьезный урон молдавским частям, что приводит к прекращению боевых действий, активизации переговоров и замораживанию конфликта. 

            Русский Пиночет
В 1995 году, разойдясь во мнениях с министром обороны П. Грачевым  относительно планов реформирования вооруженных сил и очередного горячего конфликта – в Чечне, Лебедь уходит в отставку.  И сразу включается в политическую жизнь, где такой персонаж  – «сильной руки»,  «русского пиночета», сразу пришелся ко двору.  В декабре  Лебедь становится депутатом Государственной думы, в январе 1996 г. – кандидатом в президенты.
Брутальный вояка, не боящийся начальства и режущий правду-матку, импонирует простым людям,  уставшим от  неопределенности девяностых,  отсутствия стабильности. Даже его солдафонское косноязычие вызывало одобрение, а образчики казарменного юмора разбирались на цитаты: «Упал – отжался!», «Я бью два раза: первый – в лоб, второй – по крышке гроба», «Кто сомневается, в особом пути России, пусть поездит по нашим дорогам», «Генерал-демократ – всё равно, что еврей-оленевод»… (Кстати, последняя фраза сегодня звучит как  настоящее пророчество! Нынешнего министра обороны РФ генерала Шойгу, конечно, сложно назвать демократом, а вот со второй частью уравнения гораздо проще. Оленевод – так значится  его специальность в военном билете, сканы которого есть в интернете, а маму звали – Александра Яковлевна Ривлина).
«Россия ждала всадника на белом коне, который навел бы в стране порядок, – писал публицист Пол Хлебников, убитый в Москве в 2004 году. – Для многих этим человеком был Лебедь». Своим человеком он стал и для властей, и его предвыборную  кампанию финансировал Борис Березовский, в то время – человек из темного круга президентской «семьи». От нее и поступило предложение начинающему политику – на выборах оттянуть голоса у Зюганова и Жириновского, в обмен на высокую  должность. Это для начала. Генералу намекнули, что со здоровьем у Ельцина очень плохо, и преемником на следующих, скорее всего, досрочных выборах, видят именно его. 
После первого тура, в котором Ельцин набрал 35%, всего на три процента больше Зюганова, Лебедь публично поддержал Ельцина. И  на следующий день получил, как и было обещано, кресло секретаря Совета безопасности РФ и другие кадровые бонусы. Но после эйфории триумфа наступили будни, показавшие, что в Кремле никто не спешит делиться с новичком реальной властью.  Его резкий язык и солдатские повадки (говорят, Лебедь даже на совещаниях у премьера Черномырдина, тоже человека прямого и  склонного к афористичным фразам,  мог свободно закуривать  в свое удовольствие, и нецензурно выражаться!) начали вызывать дикое раздражение старших товарищей. 
            Хасавюрт
«Лебедь не случайно так шумно громыхал в коридорах власти, – потом написал Ельцин. – Всем своим видом он показывал: президент плох, и я, генерал-политик, готов занять его место. Кроме меня здесь достойных людей нет. Только я сумею в этот трудный момент говорить с народом»…
Поэтому было решено избавиться от него под благовидным предлогом, например, поручить заведомо провальное дело.  Таким делом оказалась Чечня: в августе 1996 года сторонники независимости предприняли наступление, установив контроль над городами Грозный, Аргун, Гудермес, блокировали блокпосты и гарнизоны.  И Лебедя  отправили туда гасить пожар войны, без внятных инструкций и предписаний. 
Но к огромному удивлению многих, роль пожарника он выполнил. 31 августа 1996 года он подписал с президентом Ичкерии Асланом Масхадовым  Хасавюртовские соглашения, положившие конец первой чеченской войне.  Маститые дипломаты были в шоке: как такое удалось этому выскочке-солдафону?  Вот примечательная цитата Ельцина: «Беда была в том, что никто не знал, как закончить войну... А Лебедь знал. В обстановке полной секретности он вылетел в Чечню, где ночью встретился с Масхадовым и Удуговым. Эффектно. По-генеральски...». 
А секрет был прост – настоящему воину легче договориться с другим воином, чем кому бы то ни было. Ведь они понимают друг друга без слов. Но судьбу Лебедя этот успех уже не мог повлиять.  Его начали обвинять в превышении полномочий, капитуляции, измене, подписании нового «Брестского мира».  Мол, до победы оставался один шаг, боевики были истощены, их боеприпасы на исходе, можно было накрыть одним ударом и т.д. При этом не говорили, что российские солдаты были истощены не меньше, с их снабжением тоже было все не так радужно. В  тех условиях это был, пожалуй, единственный выход из кровавого тупика. 
Сам Лебедь так комментировал: «Войну надо было кончать. Выиграть её было нельзя. Обвинения в том, что я ущемил интересы России, не принимаю. В хасавюртовских соглашениях нет ни слова о том, что Чечне предоставляется государственный суверенитет. Я использовал власть для того, чтобы в русские города, деревни, сёла перестали идти гробы с этой фабрики смерти. То, что до наших детей там не было никому дела, подтверждает и тот факт, что по состоянию на 20 июня 1997 года в Ростовской судмедлаборатории находилось 446 неопознанных трупов… На войну деньги – один триллион в день – находились, а двух миллиардов на идентификацию останков погибших на этой войне парней, не нашлось». Не правда ли, эти слова, могли быть и сегодня сказаны относительно войны в Украине? Жаль, через 25 лет в России не осталось генералов лебедей, способных подписать мир, даже просто выступить против войны…
Отправляли Лебедя в отставку не без опаски, на всякий случай, держа верные части в боевой готовности. Ельцин признавал: «Авторитет Лебедя в вооруженных силах и  силовых структурах был огромен. В моей администрации, между прочим, абсолютно серьезно обсуждали наихудший сценарий: высадка в Москве десантников, захват зданий силовых министерств и прочее. Десантники Лебедя, вообще, боготворили. Говорили, что он до сих пор может выполнить все десантные нормативы – пробежать, подтянуться, прыгнуть с парашютом, выстрелить по мишени короткими очередями и попасть». 
            Генерал-губернатор
Лебедь стойко перенес несправедливые обвинения и не стал уходить из политики. В мае 1998 года он участвует в выборах губернатора Красноярского края и одерживает победу.  По слухам, финансировать предвыборную кампанию, в которой на стороне Лебедя участвовал сам Ален Делон, ему снова помогал Березовский. Впрочем, каких-либо преференциях в крае олигарху не было. На новом месте у Лебедя отношения с большим бизнесом, стремившимся к минимизации налогов, складывались непросто. Серьезные конфликты возникли с владельцем  комбината Норильский никель  В. Потаниным и местным предпринимателем, контролировавшим Красноярский алюминиевый завод,  авторитетным в определенных кругах, А. Быковым. Борьба с губернатором привела того в тюремную камеру. 
Лебедь прекратил ранее широко практиковавшуюся приватизацию госсобственности за копейки и неуплату налогов; боролся с бартером  и взаимозачетами между предприятиями.   Эти меры позволили резко повысить поступления в бюджет и к ноябрю 1999 г. Красноярский край стал единственным регионом РФ, где были погашены все задолженности бюджетникам. Занимался он и социальной сферой, в частности строительством госпиталя для ветеранов войны.
Тем не менее, в адрес Лебедя постоянно звучала критика, не всегда заслуженная. Дескать, он плохо знают регион, мало занимается хозяйством. Безусловно, о процветании говорить не приходилось, но на фоне всеобщего экономического кризиса 90-х, ситуация в крае была относительно других регионов далеко не самой худшей. 
 Кампания дискредитации усиливалась, Кремль всячески демонстрировал неудовольствие фактом пребывания опального генерала на посту губернатора одного из богатейших регионов России. Особенно травля усилилась после прихода к власти В. Путина, не без оснований видевшего в харизматичном политике опасного конкурента на очередных выборах. Тем более и сам генерал-десантник к гэбэшному майоришке  отнесся без особого пиетета, осудил развязанную им вторую чеченскую кампанию. 
За Лебедя взялись основательно. В последние полгода жизни его трясли со всех сторон. Зачастили с проверками  всевозможные силовые структуры. Снова всплыли тезисы  о «хасавюртовском предательстве», пошли разговоры, что Красноярский край слишком велик, надо его разделить на несколько областей. Было очевидно – хорошей развязки у накаленной ситуации не будет. Но такого финала никто не ожидал…
                    
                         Крушение            
Ранним утром 28 апреля 2002 года, губернатор вылетел служебным вертолетом Ми-8 на открытие горнолыжной трассы в районе Ойского озера. Кроме него, на борту было 19 человек: экипаж, охрана, чиновники, журналисты. После презентации намечалась рыбалка. В 6.15 вертолет рухнул с высоты 45 метров и упал, задев линию электропередач. 
Из 20 человек погибли восемь. Когда Лебедя вытащили из обломков, он еще дышал. Скончался в больнице г. Абакан (Хакасия) через 4 часа. У Лебедя не было шансов выжить – машина стала заваливаться  на правый бок, где он сидел, его буквально раздавил полуторатонный ротор винта.
Вертолетчики выжили, получив тяжелые травмы. Пилотов Т. Ахмерова и А. Куриловича отдали под суд, первый получил четыре  года колонии, через два – вышел по амнистии. Второй отделался условным сроком. Бортинженер П. Евсеевский, проходивший свидетелем, до суда не дожил, умер от сердечного приступа. 
По заключению экспертов, причиной катастрофы стала неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению полета. Якобы были нарушены правила эксплуатации воздушного транспорта, имело место халатное отношение при подготовке к полету – не были учтены погодные условия, не проработана карта, на которой не была отмечена ЛЭП. 
Суд возложил всю вину на пилотов – якобы в условиях плохой видимости экипаж летел, ориентируясь не по приборам, а визуально.  Внезапно увидев пред собой линию электропередач,  пилот Ахмеров рванул рычаг и увеличил скорость вращения винта. Лопасть не выдержала нагрузки, согнулась и срубила хвостовую часть вертолета. Одна из лопастей намотала  провода, МИ-8 рухнул…
Сам пилот Ахмеров заявил обратное – погода была прекрасная. Вертолет начал разрушаться и падать с 45-метровой высоты – еще до столкновения с мачтой ЛЭП, высота которой  – 37 метров. Опытный вертолетчик, имевший более 30 лет летного стажа,  не считал смерть Лебедя ни случайностью, ни несчастным случаем. Но никто не обратил внимания на нестыковки, хоть их подтверждали свидетели. 
Некоторые пытались обвинить самого Лебедя, – дескать, он в нетрезвом виде принялся командовать экипажем, а может, и сам уселся за штурвал, вспомнить лихую десантную молодость. Но записи черного ящика не зафиксировали посторонних голосов в кабине.
Депутат законодательного собрания Красноярского края Игорь Захаров считал, ссылаясь на  выводы офицеров ГРУ, что генерал  пал жертвой спецоперации. К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки, заряд был активирован с земли, когда машина пролетала над ЛЭП. Среди возможных заказчиков  теракта называли Быкова и других бизнесменов, с которым Лебедь имел конфликты,  а также родственников людей, погибших в горячих точках, где воевал Лебедь. Но это маловероятно. Такой теракт слишком сложен в техническом плане, использование минибомбы вместо обычной,  позволяет скрыть следы преступления, но требует филигранного мастерства, чтобы завалить воздушное судно в нужном месте, и именно на ту сторону, где пребывает жертва. Малейшая ошибка в расчетах, и цель достигнута не будет. 
Это по силам только серьезной организацией, имеющей большой опыт  диверсий и терактов. Как называется такая организация в РФ, и чьи приказы она выполняет? Непредсказуемый и амбициозный генерал мог стать лидером президентских выборов в 2004 году.  В системе ценностей, которой мыслит тогдашний, да и нынешний правитель России, это веская причина, чтобы устранить соперника. Длинная цепь загадочных смертей и покушений, регулярно случающихся в России и других странах, это подтверждает. 
…После взрывов  жилых домов, произошедших в городах РФ перед началом второй чеченской войны,  корреспондент французской газеты «Le Figaro» спросил бывшего секретаря Совета безопасности России Александра Лебедя: возможно ли, что Российское правительство организовало террористические акции против своих граждан? «Я в этом почти уверен», – таков был ответ Лебедя.