8 апреля, как мы уже сообщали, свершилось то, о чем мечтали некоторые жители Каменского – с третьей попытки все-таки удалось сварганить собрание избирателей по вопросу отзыва депутата городского совета, лидера профсоюза «Металлургов» ПАО «Днепровский меткомбинат» Олега Нагорного. Кому было нужно убрать Нагорного – наше небольшое расследование.
История первая – наказание за непослушание
Итак, как мы сообщали, организаторами собрания выступили активисты местной «Самопомощи», депутат горсовета Александр Олянюк и Ирина Кушнир. В ходе собрания Нагорного громко обвинили в предательстве партии «Самопомощь», от которой он избирался осенью 2015 года. Вот именно из этого пункта – «предательства» - мы и начнем.
Для того, чтобы понять причину этого обвинения, надо вспомнить события осени 2015 года. Прошли местные выборы и сформирован городской совет. Выборы мэра более чем убедительно выигрывает Андрей Белоусов. Но далеко не всем местным политиканам победа Белоусова была по нраву. И вот тогда в новом горсовете был запущен процесс создания некой антимэрской группировки, которую позже некоторые каменские «писатели» громко назовут «демократической» или «проевропейской коалицией». Замысел создателей этой группы был предельно прост – максимально ограничить влияние Белоусова, «стреножить» его, для чего расставить в высших эшелонах городской власти «своих» людей, эдаких «смотрящих» за мэром. Переговоры о создании такой группы велись в офисе одного из местных народных депутатов, в итоге в «коалицию» вошли несколько малых депутатских фракций, в том числе и «Самопомощь». Было решено и «дать мэру первый бой» - провести своего кандидата на пост секретаря горсовета, чтобы поставить возле Белоусова человека, который в любой момент был бы готов сместить градоначальника с должности и занять его место.
В ходе этих переговоров Олег Нагорный, который был депутатом от «Самопомощи», высказал принципиальную позицию – избиратели, особенно металлурги ДМК, не давали ему полномочий ни на борьбу с всенародно избранным мэром, ни на «раскачивание» ситуации в городе. То есть интересы большинства горожан Нагорный поставил выше партийных интриг боссов местной «Самопомощи». Причем Нагорный сделал это очень порядочно – он не стал отмалчиваться и прятаться за ширмой тайного голосования, а открыто заявил о своем несогласии с местными партбоссами. Такого инакомыслия в «очень демократической» «Самопомощи» простить не могли – посыпались самые несуразные обвинения, в итоге Нагорный вышел из фракции этой партии. И с этого же момента руководители местных «самопомогающих» Андрей Яловой и Александр Олянюк начали вынашивать план мести Олегу Нагорному, в этом плане – отзыв его из состава городского совета за «непослушание». Вот в чем истинная причина активности местных боссов «Самопомощи», а не в мифическом «невыполнении Нагорным своих депутатских обязанностей» или «предательстве партии». Все-таки интересы партии «Самопомощь» и интересы ее каменских руководителей – это несколько разные вещи.
Кстати, еще несколько интересных моментов. При голосовании за секретаря городского совета Нагорный оказался единственным депутатом от Днепровского меткомбината, который в качестве приоритета выбрал интересы металлургов, все остальные депутаты от ДМК голосовали так, как сказали им их партийные боссы. Нагорный был и единственным депутатом от ДМК, который резко выступил против блокады Донбасса, так как отлично понимает, что остановка комбината – это массовая безработица, отсутствие налогов и смерть бизнеса и сферы жилищно-комунального хозяйства, то есть – коллапс для Каменского. То есть, Нагорный оказался единственным представителем ДМК, который действительно защищал комбинат и его работников.
История вторая – «социальное партнерство» ради мести
Но вернемся к недавней истории. В январе 2016 года мести Нагорному возжелал еще один человек – председатель профсоюза «Металлистов» ДМК Николай Колючий. До этого у Колючего все шло очень хорошо. Воспользовавшись смутой в стране, он вывел всю профсоюзную организацию комбината из состава Профсоюза металлургов и горняков Украины, наскоро слепил свой собственный профсоюз «Металлистов», куда автоматически зачислил всех бывших членов ПМГУ на предприятии и также наскоро назначил сам себя председателем вновь сварганенного профсоюза. Для него наступила «золотая пора» - теперь он мог сам, единолично, без какого-либо контроля со стороны вышестоящей профсоюзной организации, распоряжаться миллионами профсоюзных взносов работников Днепровского меткомбината, средствами, которые дирекция выделяет на развитие спорта, культуры и отдыха. Теперь он сам распределял путевки и иные блага, в общем, «казнил и миловал» по своему усмотрению. Кстати, когда Центральный комитет ПМГУ попытался проверить финансовые дела Колючего, проверяющим просто пригрозили, что их визит на ДМК может «плохо для них закончиться». А тут еще и комбинатовский футбольный клуб «Сталь», где Колючий был вице-президентом и фактическим руководителем, оказался в высшей лиге – деньги полились еще более обильно. 25 лет Колючий бессменно сидел в кресле профбосса комбината, а теперь перед ним открылась перспектива пожизненно оставаться в этой должности и бесконтрольно сидеть на неслабых финансовых потоках, обеспечивать и себя, и своих родственников (знающие люди поймут, о чем и о ком идет речь).
Но вся эта «сказка» для Колючего внезапно прекратилась в январе 2016 года. Группа рабочих ДМК, которым надоело финансировать Колючего и взамен не получать никакой защиты, решили создать новый, альтернативный профсоюз. Своим лидером новая профорганизация выбрала Олега Нагорного, в считанные месяцы в новый профсоюз «Металлургов» вступили свыше 10 тысяч человек. А Колючий в одночасье лишился всего – и миллионных взносов, и монополии на путевки, и средств на развитие спорта, культуры и отдыха. «Отлучили» его и от «Стали» - акционеры клуба справедливо посчитали, что пользы от Николая Семеновича не шибко много. Понятно, что простить Нагорному такого «облома» Колючий просто не мог и тоже озаботился планом мести. Те, кто хорошо знаком с Николаем Семеновичем, знают, что мстить и плести интриги – это у него, как говорится, в крови.
Так у местной «Самопомощи» появился союзник в лице обиженного каменского профбосса. И этот союз, кстати, был скреплен документально – по имеющимся сведениям, между профкомом «Металлистов» и каменской «Самопомощью» был заключен договор о социальном партнерстве. Каменчане как-то не ощутили плодов этого «партнерства» - сии «партнеры» не поставили в городе ни единой детской площадки, не отремонтировали ни единого лифта и не обеспечили регулярную выплату заработной платы на ДМК. А вот в деле отзыва Нагорного «партнерство» было во всей красе – мы уже писали, что на собраниях по отзыву этого депутата почему-то видели немало работников ДМК, которые так или иначе связаны с Колючим. «Массовку» Яловому и Олянюку Николай Семенович обеспечил. Поговаривают, что и деньги, причем немалые, на отзыв Нагорного тоже шли от профсоюза «Металлистов», впрочем, это – отдельный разговор.
Вот вам и все причины возни вокруг Нагорного – месть Ялового и Олянюка с одной стороны, и месть Колючего – с другой.
История третья, точнее, ее уроки
Думается, нелишним будет вспомнить и о том, как складывались события вокруг участников этой истории вокруг Нагорного. Начнем с «Самопомощи». Еще в 2015 году вдруг выяснилось, что ее главный глашатай, «легендарный комбат» Семен Семенченко – вовсе не Семен Семенченко, а бывший севастопольский милиционер с криминальным прошлым Костя Гришин, и к его роли в захвате сепаратистами здания Донецкой облгосадминистрации весной 2014 года есть ряд вопросов. Потом было унизительное поражение «Самопомощи» на выборах мэра Кривого Рога – как ни старались «самопомощники», привлекли и боевиков, и центральные власти – их кандидат набрал количество голосов на уровне статистической погрешности. А летом 2016 года Украина с ужасом узнала, что лидер «Самопомощи», «европейский мэр-хозяйственник» Львова Андрей Садовый полностью провалил программу утилизации мусора в своем городе, Львов буквально засыпало нечистотами. В качестве выхода Садовый попросту вывозит мусор в другие области Украины (почему-то Днепропетровщине досталось больше всего) и сбрасывает его где ни попадя – возле дорог, на пустырях, в посадках и на стихийных свалках. Чтобы хоть как-то спасти свой пикирующий рейтинг, «Самопомощь» приняла самое активной участие в организации экономической блокады Донбасса. Что из этого вышло, знают все – в Каменском остановился ДМК. И, кстати, пусть не заблуждаются те, кто думают, что со сменой инвестора это предприятие снова не окажется под прессом блокады: почитайте интервью сторонников блокирования, там черным по белому сказано, что одна из их целей – это удар по «Метинвесту», тому самому, который ныне берет под контроль ПАО «Днепровский меткомбинат». А буквально несколько дней назад «Самопомощь» потряс еще один скандал – оказалось, что в соседнем Днепре депутаты-«самопомощники», которые занимают высшие должности в городской власти, причастны к схемам по хищению сотен миллионов бюджетных средств. Видимо, для настоящего образа этой львовской партии фактов более чем достаточно.
«Картина маслом» получилась и в Каменском. «Демократическая» или «проевропейскаяя коалиция» развалилась, «смотрящих» за мэром так и не поставили. Лидера фракции «Самопомощи» в горсовете Александра Олянюка с треском сняли с должности председателя комиссии по борьбе с коррупцией. Что-то не видно и кипучей деятельности Олянюка и на его округе на Левом берегу – поначалу он никак не хотел открывать там приемную для избирателей, потом избиратели вообще искали его через сеть Интернет. Недавно, правда, там установили шикарную детскую площадку, но в этом заслуга не Олянюка, а народного депутата Виктора Кривенко, который выделил на это средства. Есть информация и о том, что Андрея Ялового «убрали» из «Самопомощи», ныне он обретается в Народном Рухе.
А что там Николай Колючий? В феврале 2016 года пытался организовать многотысячный митинг в свою поддержку, даже в качестве залетной «звезды» пригласил народного депутата Олега Ляшко, но собрал всего-то человек 300. Рассказывает о своей борьбе за права рабочих, но дальше писем во все инстанции дело не идет, даже вступить в трудовой конфликт с дирекцией по поводу зарплаты не рискнул. Не было видно его людей и на митингах рабочих последних дней. Сейчас, конечно, он попытается «выжать все» в ситуации со сменой инвестора ДМК – явно будет вести какие-то переговоры, доказывать свою полезность. Такое ему – не впервые. В далеком 2002 году Колючий активно выступал на стороне группы «Приват», когда та управляла комбинатом (помните шумную историю с разгоном и массовыми сокращениями службы охраны ДМК?). В 2003-2004 годах он уже был ярым противником «Привата» и горячим сторонником Корпорации «ИСД», когда последняя покупала комбинат. Теперь он явно попытается торговаться с «Метинвестом», чтобы вернуть себе былое положение на ДМК и финансовое благополучие. И будет отчаянно интриговать, дабы не просто убрать Нагорного из городского совета, но и убрать из комбината профсоюз «Металлургов».
Вместо послесловия
Видимо, уже совсем скоро в Каменском стартует сбор подписей избирателей за отзыв Нагорного, Колючий с Олянюком и иже с ними постараются. Перед тем, как ставить свою подпись, горожане должны решить для себя несколько вопросов.
- Устраивает ли Вас работа депутата горсовета Александра Олянюка на избирательном округе?
- Хотите ли Вы, чтобы под Каменское везли львовский мусор?
- Хотите ли Вы остановки Днепровского меткомбината?
- Хотите ли Вы, чтобы Николай Колючий еще лет 20 был главным профбоссом ДМК и бесконтрольно тратил взносы рядовых металлургов?
Если на все четыре вопроса Вы ответите положительно, тогда смело ставьте свой автограф на подписном листе об отзыве Нагорного. Только потом не жалейте и не говорите, что ничего не знали и что Вас снова обманули…