Отставка днепропетровского губернатора и по совместительству «главного еврея Украины», как его принято обозначать в эсэнгэшных медиа, Игоря Коломойского стала, безусловно, главным событием последних дней в «нэзалэжной», пишет издание Менора в редакционной статье.
Целую неделю длился настоящий детектив, все явные и неявные подробности которого активно смаковались украинскими и российскими журналистами и экспертами. Для последних Коломойский сразу превратился из «военного преступника» (а против Игоря Валерьевича, как известно, Следственным Комитетом РФ возбуждены ряд уголовных дел) в весьма перспективного политического деятеля, представляющего альтернативу режиму Порошенко. Такая смена акцентов понятна: «горячая фаза» конфликта на Донбассе, похоже, окончилась, и надеяться на скорую смену власти в Киеве можно только изнутри. В этой связи Коломойский представляется в Москве чуть ли не единственным человеком, которому под силу осуществить подобный переворот. Недаром ему приписывалось владение целой частной армией, а также верными батальонами, недовольными Порошенко и готовыми уже сейчас двинуться в поход на Киев.
Мирный уход Коломойского поверг в шок и удивление большинство предсказателей путча на Украине – от Владимира Соловьева до Эдуарда Лимонова. В чем же причины такого поведения днепропетровского олигарха? Почему он отдал власть в родной области без борьбы? Постараемся ответить на эти вопросы и мы.
Итак, обещанная и уже почти без пяти минут якобы состоявшаяся КНДР – «Коломойская народная днепропетровская республика» - осталась лишь фантазией в головах ее создателей. А был ли у команды олигарха реальный шанс провозгласить это образование по типу ДНР-ЛНР или же мы от начала до конца имели дело с очередным пропагандистским трюком?
«КНДР» - план или миф?
Анализируя финансовые и организационные возможности команды Коломойского-Корбана, мы можем с полной уверенностью утверждать, что будь на то их желание, «КНДР» состоялась бы… Если бы не одно «но». В отличие от ДНР-ЛНР идея создания «КНДР» на Днепропетровщине не имеет ни малейшей поддержки и отклика в массовом сознании местных жителей. Давайте говорить правду, можно принимать или не принимать ДНР-ЛНР, но они никогда не состоялись бы без массовой поддержки большинства жителей Донбасса. Другой вопрос, что эта поддержка возникла благодаря десятилетней пропаганде Партии регионов, позиционировавшей Донбасс как нечто особняком стоящее в Украине и представлявшее официальный Киев как силу враждебную шахтерскому краю.
Команда Коломойского-Корбана, напротив, целый год вела на Днепропетровщине мощную пропаганду за единую и неделимую Украину, пропаганду, направляющую на агрессивное противодействие любым проявлениям сепаратизма. В итоге, войдя в конфликт с официальным Киевом, «днепропетровцы» попали в своеобразную ловушку, ими же и созданную. Имея неограниченные денежные ресурсы, располагая поддержкой «Правого сектора», они, тем не менее, не смогли воплотить все это в, образно говоря, «сепаратистский проект» из-за заведомого неприятия его большинством земляков.
Коломойский и его борьба
Таким образом, первый раунд борьбы остался за Порошенко. Коломойский был относительно безболезненно для него снят с должности, а другим олигархом наглядно показали, что Президент способен найти управу на любого в этой стране. Команда «днепропетровчан» перешла к позиционной борьбе, и теперь все дальнейшее развитие Украины будет анализироваться с точки зрения противостояния Порошенко и Коломойского. Для тех, кто заранее предвкушает удовольствие от этой жестокой схватки, отмечу следующее: ни один из лагерей не располагает необходимым кадровым ресурсом для того чтобы вести захватывающую и грамотную борьбу.
О команде Порошенко вообще приходится говорить с большой натяжкой. Достаточно взглянуть на фигуру нового днепропетровского губернатора Резниченко: человек только что был представлен главой Запорожской ОГА, и вот его уже экстренно перевели в соседнюю область. Получается, что вся кадровая колода Президента заключается в личности одного господина Резниченко, и в случае нового бунта где-нибудь, скажем, в Харькове или Одессе, его непременно пошлют туда. Нет, возможно, мы чего-то не знаем, и Резниченко представляет собой незаменимую и даже историческую фигуру типа маршала Жукова. Но, думается, все куда прозаичнее.
Но не лучше обстоят дела и у Коломойского. За все время его команда не создала никакого внятного политического проекта, и вообще довольно прохладно относится к самой идее такового. Действительно, современные украинские политические партии ничего кроме презрения не вызывают, но пока это – единственный существующий в Украине инструмент хоть какого-то парламентского или политического влияния. Не очень верится, что люди, относящиеся с недоверием к идее партийного строительства, способны создать нечто эффективное в сжатые сроки.
Кстати, из-за этого сложилась парадоксальная ситуация, когда мысли и мэсседжи днепропетровской ФПГ вынуждены ретранслировать не партийные лидеры, сидящие на зарплате, а сами лидеры группы – Коломойский и Корбан.
Команда «днепропетровчан» представляет собой закрытый клуб, недоступный для притока новых идей и людей. Впрочем, здесь она ничем не отличается от других групп влияния, действующих в украинской политике, в том числе, от недобрых словом поминаемых в Украине «донецких».
«Днепропетровские» и «донецкие»
Действительно, те, кто хорошо знаком с кулуарной стороной украинских ФПГ, отмечают явную схожесть «донецких» и «днепропетровских». Да, Ринат Ахметов не столь публичен как Игорь Коломойский, но с другой стороны публичность Игоря Валерьевича – это не его «хотелки», а вынужденная мера по защите своих бизнес-интересов. В течение многих лет до этого Коломойский при всей его значимости в украинской политике оставался непубличным человеком.
Структура самих групп также весьма схожа. У каждого из олигархов есть «левая» и «правая» руки, выполняющие, соответственно, «административно-репрессивную» и «политико-идеологическую» функции. У Ахметова – это Борис Колесников и Николай Левченко, а у Коломойского – Геннадий Корбан и Святослав Олийнык. У обоих в команде присутствует публичный политический «боец»: у Коломойского – Борис Филатов, а у «донецких» - близкий к ним Нестор Шуфрич.
Обе ФПГ объединяет этнический характер их происхождения. Так, в отношении Рината Ахметова говорят о «татарском» следе, а в отношении Коломойского – о еврейском. Хотя и то, и другое, - чистой воды идеологические штампы. «Еврейство» Коломойского и его окружения, скорее, инструмент манипуляций его оппонентов с целью создания «зловещего» образа в худших традициях антисемитизма, чем фактор, имеющий какое-либо значение для Коломойского лично.
Есть и отличия. Политическое чутье «днепропетровских» на несколько порядков выше, чем у их «донецких» собратьев. Так, с самого начала украинской смуты Игорь Коломойский занял проукраинскую позицию и тем самым сохранил свое влияние в ключевой для него области. Хотя это и стоило ему потери бизнес-активов в Крыму и на территории РФ. На сегодня Коломойский является чуть ли не единственным олигархом в Украине в «научном» понимании этого термина (контролирует определенную территорию + сегмент экономики + топовый всеукраинский телеканал).
В противовес ему Ринат Ахметов занял отстраненную позицию и не предпринял никаких активных попыток воспрепятствовать созданию ДНР-ЛНР. Более того, в момент возможной «зачистки» донецкого «Белого дома», Ринат Леонидович вместе со своим соратником нардепом Левченко стали «живым щитом» в здании ОГА, солидаризуясь тем самым с его захватчиками. Итог всем известен: беспрепятственное провозглашение ДНР спровоцировало боевые действия на Донбассе, в ходе которых ряд ключевых для олигарха предприятий остановились, возможно, надолго или навсегда. Сама же область разбилась на несколько сегментов, в ряде которых влияние Ахметова не такое уж и определяющее.
Да, у Рината Леонидовича есть парламентский проект под названием «Оппозиционный блок», где он выступает одним из главных акционеров, но проект этот пока сугубо виртуален, и будущее его непонятно.
В общем, как мы увидели, политическое поле Украины настолько мозаично, что сводить его к простой дилемме - Порошенко или Коломойский – было бы примитивно и неправильно. Украинские реалии – это борьба всех против всех, в угаре которой из поля зрения выпадает обнищание и полная социальная деградация украинского общества, обреченного на бесконечные потрясения и конфликты.