27 ноября исполнилось ровно три года с того момента, как нынешний созыв Верховной Рады впервые собрался под куполом на пленарное заседание. За это время нынешние парламентарии успели стать рекордсменами по регистрации законодательных инициатив и отличиться плохим поведением. "Сегодня" составила список побед и достижений наших народных избранников, а также подвела итог работы парламента в цифрах.
Количество VS качество
За три года работы государство потратило на обеспечение работы парламентариев почти 2,3 млрд грн — именно такая сумма получается, если сложить заложенные деньги на работу аппарата ВР в бюджетах 2015, 2016 и 2017 годов. При этом продуктивность работы за счет финансирования не повысилась.
"Законами становятся лишь около 12% законопроектов. При этом большинство законопроектов получают негативную оценку экспертных организаций, что свидетельствует о низком качестве работы Верховной Рады. Каждый второй документ получает негативные заключения от Главного научно-экспертного управления ВР, а каждый третий — от Минфина", — отмечают в Комитете избирателей Украины (КИУ).
Так, к примеру, на прошлой сессии было зарегистрировано более 1280 законопроектов, а принято — лишь 106 из них. А на нынешней сессии принято уже 57 законодательных инициатив, в то время как зарегистрировано более 500.
"Абсолютное большинство законопроектов инициируют нардепы. А вот наиболее продуктивным автором является президент, ведь его законопроекты чаще принимают", — говорят эксперты КИУ.
По их данным, за три года президент внес 131 законодательную инициативу, из которых 100 (76%) были приняты. Для сравнения: законами стали 23% предложений Кабмина и лишь 7% инициатив парламентариев. Что касается комитетов, то по данным ГО "ОПОРА", чаще всего заседали бюджетный (117 раз) и антикоррупционный (107). А вот самыми посещаемыми оказались комитеты по вопросам образования, информполитики, а также семьи и спорта.
Успехи и поражения
При этом все эксперты хвалят восьмой созыв за стойкость и за то, что нардепы смогли пережить политический кризис 2016-го, сохранить целостность и, скорее всего, сможет доработать до конца каденции (очередные выборы в парламент должны состояться в 2019 году).
"Также не всякий состав парламента способен принять изменения в Конституцию, которые были необходимы для судебной реформы, — считает политолог Владимир Фесенко. — Также нельзя не отметить принятие реформ образования, медицины, пенсионной. Безусловной заслугой является голосование за все законы, необходимые для безвиза и создания антикорупционных органов".
Что касается неудач, то, по мнению Фесенко, прежде всего двойку нардепам можно поставить по дисциплине: "По посещаемости в Раде каждую пятницу можно назвать "черной пятницей", так как нардепы массово отсутствуют. Также этот созыв отличился высоким уровнем конфликтности и низкой парламентской культурой у народных избранников (было достаточно много драк, взаимных оскорблений и потасовок. — Авт.). Эти проблемы могла бы решить обещанная парламентская реформа, которую полноценно так и не провели. Также не успели закрыть и ряд кадровых вопросов".
До февраля: Донбасс и бюджет
Что касается планов, то до конца седьмой сессии (февраль 2018-го) на повестке дня — голосование во втором чтении за бюджет на 2018 год и закон о реинтеграции Донбасса.
"После этого обязательно должен быть решен вопрос с кадровыми назначениями, его затянули донельзя. Необходимо наконец утвердить главу НБУ, ЦИК и Счетной палаты, открытой остается позиция полноправного главы Минздрава, — говорит Владимир Фесенко. — Также одно из ожиданий от народных депутатов этого созыва: решение вопроса с запуском Антикоррупционного суда и голосование за новый Избирательный кодекс во втором чтении".
Кроме прочего, открытым остается вопрос с земельной реформой и легализацией азартных игр.