О первом гвозде в гроб Союза и почетном каменчанине

Опубликовано slavkin - ср, 01/12/2022 - 06:58
митинг

Декабрь прошлого года выдался богатым на юбилейные даты. 30 лет исторического референдума о Независимости Украины, 30 лет подписания Беловежских соглашений, 30 лет ухода в отставку Михаила Горбачева и ликвидации СССР как государства. Но об одной дате мы как-то подзабыли, и лишь январские события громко о ней напомнили.
ТАСС уполномочен сообщить
Как известно, 2 января «вспыхнул» Казахстан, страну охватили массовые волнения, были и стрельба, и грабежи, и убийства, и, как следствие, военное подавление бунтов, причем в события вмешались Россия и Белоруссия, чьи солдаты и офицеры прибыли в Казахстан. Мы не будем сегодня анализировать причины происшедшего и искать виновных – это сделают и без нас. Зато вспомним, что в декабре 2021 года исполнилось 35 лет со дня массовых волнений в тогдашней столице Казахской ССР Алма-Ате, «первому звоночку» о том, что в многонациональном СССР далеко не все гладко и что национализм, который так клеймила позором советская пропаганда, никуда не делся.
В те годы гласность только делала первые шаги, потому официальное сообщение о том, что что-то произошло в Алма-Ате, было до предела лаконичным. Вот что сообщило информационное агентство ТАСС, которое было рупором власти: «Вчера вечером и сегодня днём в Алма-Ате группа учащейся молодёжи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города.
Прошедшие собрания на заводах, фабриках, в вузах, в других трудовых коллективах, а также партийные и комсомольские активы города и районов, одобряя решения пленума ЦК КП Казахстана, осудили ничем не обоснованные действия группы учащихся и высказались за принятие решительных мер к хулиганам и восстановление полного порядка в городе. Принимаемые действия в этом направлении поддерживаются трудящимися. Они активно участвуют в мероприятиях, проводимых советскими и партийными органами. Все предприятия, учреждения, учебные заведения, магазины, служба быта, городской транспорт работают нормально».
Вот так, большего советским гражданам знать тогда не полагалось. Лишь спустя годы стали известны подробности и причины того, что же действительно произошло в Алма-Ате.
Восток – дело тонкое
Поводом для вспышки недовольства народа стало решение ЦК КПСС (читай – Михаила Горбачева) сменить местную власть в Казахстане. Пожилой первый секретарь ЦК Компартии республики Динмухамед Кунаев был отправлен в отставку – Горбачев спешил избавиться от старых «брежневских» кадров на местах, а именно к такой категории принадлежал Кунаев. Ходили слухи о кумовстве и коррупции в республике, к которым был причастен и первый секретарь, но эти слухи так и остались слухами. А на место Кунаева Горбачев прислал нового «наместника» - Геннадия Колбина, который ранее занимал должность первого секретаря Ульяновского обкома КПСС. Именно это – назначение неказаха на руководящий пост – и вызвало протесты.
Здесь надо понимать систему подбора кадров в республиках, которая сложилась еще при Хрущеве и укрепилась при Брежневе. Было негласное правило: руководить республикой должен только представитель коренной национальности, а его первым заместителем ставить русского. В Эстонии правил Вайно, в Белоруссии – Машеров, в Украине – Щербицкий, в Грузии – Шеварднадзе, в Азербайджане – Алиев, в Узбекистане – Рашидов, в Казахстане – Кунаев. Этим решалось сразу две задачи. Во-первых, создавалась иллюзия равенства всех народов СССР – смотрите, республиками руководят исключительно национальные кадры. Во-вторых, таким образом Москва «умасливала» местные элиты – мол, выбирайте себе правителя сами. А вот Горбачев, назначая Колбина, который не был казахом, более того – никогда не жил в этой республике, совершил грубейшую кадровую ошибку, такого делать было нельзя. 
Похоже, Горбачев, принимая решение по Колбину, совершенно не владел ситуацией в Казахстане.   В 1959 году казахи составляли всего 30% населения Казахской ССР. Этому способствовала интенсивная переселенческая политика советской власти, связанная со стройками коммунизма, освоением целины, а также депортацией народов.
В дальнейшем этнический баланс стал медленно изменяться в пользу казахов, благодаря традиционной высокой рождаемости и резкому снижению детской смертности: 32% в 1970 году, 40% в 1989 году. Среди молодёжи казахи в 1980-е годы уже преобладали.
Попутно Кунаев во время своего управления республикой проводил политику интенсивной коренизации её государственного аппарата. Соответственно, готовилась будущая правящая элита. Так, в Казахстанском государственном университете в 1986 году среди студентов казахов было 70%, среди преподавателей – около 80%. И приход в республику Колбина местная элита и молодежь восприняли в штыки и расценили как откровенное игнорирование коренной нации со стороны Москвы.
Сегодня трудно сказать, чем руководствовался Горбачев, отправляя в Казахстан Колбина. Об избавлении от старой «брежневской» гвардии мы уже говорили. Может быть, таким назначением он пытался разрушить кланово-кумовскую систему власти, которая на тот момент сложилась в республике. А может, он просто не понимал, чем такое назначение может обернуться. Наверное, не знал Михаил Сергеевич, что Восток – дело тонкое…
Раздавали водку, гашиш и листовки
Более-менее подробно события в Алма-Ате тех дней описал один из тогдашних руководителей Комитета госбезопасности СССР, начальник 5-го (идеологического) Управления КГБ Филипп Бобков.
«Утром 16 декабря студенты стали стекаться к площади перед зданием ЦК компартии Казахстана. Все лозунги и плакаты призывали к отставке Колбина, требовали избрать вместо него казаха или хотя бы казахстанца, при этом назывались конкретные кандидаты, в числе них были и русские, и представители других национальностей, для которых Казахстан являлся родиной. Перед собравшимися выступило несколько руководителей республики, пытаясь уговорить их разойтись, но всё было безрезультатно. В целях недопущения беспорядков к площади приказали подтянуть внутренние войска, а само здание ЦК охраняли курсанты пограничного училища. У солдат не было огнестрельного оружия.
Уговоры не увенчались успехом, зато дали результат призывы подстрекателей. Собравшиеся на площади с громкими криками бросились на штурм здания ЦК, пытаясь опрокинуть шеренги солдат, милиции и пограничников. Завязалась драка. В ход пошли колья, арматура, камни, солдаты вынуждены были применить ремни и дубинки. Число погромщиков множилось. Попытки усмирить толпу оказались безрезультатными. Появились раненые с обеих сторон, и был зверски убит дружинник — работник местного телевидения. Я видел потом кадры видеозаписи, и меня поразила жестокость возбуждённой толпы. Здесь уместно сказать, что потом называлось самое разное число погибших. Их исчисляли сотнями. Я должен свидетельствовать официально: во время описываемых событий погибло три человека. Это уже упомянутый мною дружинник Савицкий и шестнадцатилетний русский мальчик, заколотый ножом в автобусе довольно далеко от площади: он что-то дерзкое сказал кондуктору и стоявший рядом вонзил ему нож в сердце. Третий погибший — казах, раненный в драке на площади и скончавшийся через три дня. К тому времени, когда мы прибыли в Алма-Ату, столкновения между теми, кто охранял здание ЦК, и нападавшими уже прекратились, и все занялись поисками виновных…
На площади перед зданием ЦК людей уже почти не было, остались немногочисленные группы, главным образом любопытных. Площадь, как я уже сказал, производила тяжкое впечатление: разбитые машины, следы пожаров, камни, разбросанные палки, колья, сожжённая, ещё дымящаяся пожарная машина. На улицах, в принципе, было спокойно, если не считать редких стаек молодёжи, бросавших камни в патрульных солдат. Жертв в ту ночь больше не было».
На следующий день, 17 декабря, ряд руководителей республики выступили перед толпой протестующих с призывами разойтись, но, увы, безрезультатно. 
А 18 декабря, как сообщала по горячим следам эмигрантская «Русская мысль», «демонстрантам с грузовиков раздавали водку, гашиш и националистические листовки». 
К разгону митингующих милиция и солдаты внутренних войск приступили только в 15:00. Причём, как и в предшествующий день, первоначально для этого были использованы незначительные силы. В результате вместо вытеснения собравшихся с площади произошло столкновение, которое развивалось с переменным успехом и продолжалось несколько часов. Получается, что органы правопорядка лишь раззадоривали митингующих, как во время корриды. И только тогда, когда разгорелись страсти, действительно применили силу. В 21:30 площадь была очищена.
По опубликованным в Казахстане данным, правоохранительными силами было задержано 8,5 тыс. человек, получили тяжёлые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324, в КГБ — 850 человек. 900 человек подвергнуты  административным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы 319, отчислены из учебных заведений (только по Миннаробраз) 309 студентов. В уголовном порядке было осуждено 99 человек (2 приговорены к смертной казни). Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Началась безрезультатная борьба с националистическими настроениями среди казахской интеллигенции.
След почетного каменчанина
Историки по сей день спорят о том, какую роль в этих событиях сыграл Нурсултан Назарбаев, который в те годы занимал пост председателя Совета министров Казахской ССР. Здесь нелишним будет напомнить, что Назарбаев из того же клана, что и Кунаев, и последний активно продвигал молодого сельского паренька с техническим образованием (полученным, кстати, в Днепродзержинске) на руководящие должности, даже видел его своим преемником на посту руководителя республики. Потом, правда, Кунаев почему-то передумал, подробности этой истории не известны. Ряд экспертов утверждают, что за волнениями в Алма-Ате стоял именно Назарбаев, таким образом он расчищал себе путь к высшей власти в Казахстане, которую получил в 1989 году и официально правил сначала союзной республикой, а потом независимой страной аж до 2019 года. Правда это или нет – никаких данных нет, все архивы скрыты в Москве, Алма-Ате и Астане (ныне этот город называется Нур-Султан). Как нет подтверждений и тому, что в 1991 году Назарбаев выступал против развала СССР из-за того, что Горбачев якобы предложил ему должность Премьер-министра Советского Союза. Зато есть данные, что с 2000 года Назарбаев является почетным гражданином Днепродзержинска (ныне – Каменское), и в центре города ему установлен бюст.   
Такие события были в Казахстане 35 с лишним лет назад, в чем-то схожие с нынешними, в чем-то разительно отличающиеся. Это было первой попыткой выступить против авторитарной власти в СССР. Тогда же мы впервые узнали, что «братство советских народов» - это выдумка официальной пропаганды, вслед за Алма-Атой вспыхнули Карабах, Сумгаит, Баку, Тбилиси, Ферганская долина и Вильнюс. Ровно через 5 лет после бунта в Алма-Ате СССР рухнул, и казахи вбили первый гвоздь в его гроб… 
Станислав Пшеничный.