О таком бесценном «гавкунчике» - взгляд из Каменского

Опубликовано slavkin - вс, 08/28/2022 - 14:09
радио

Начнем нашу сегодняшнюю статью с обращения на имя главы Днепропетровской ОВА Валентина Резниченко, которое в социальных сетях опубликовала жительница Никополя Анна.
«…У людей не работает Т2 и радио. Местный мэр говорит, нет времени на возобновление связи.
Вопрос: что делать людям, у которых кнопочные тел., Т2 и радио было единственным ср-вом получения информации? Они не понимают, безопасно ли им выбежать за хлебом в ближайший магазин или сидеть в ванной, т.к. укрытий нет», - пишет Анна.
Итак, смысл понятен – в городе Никополь не полноценно работает система оповещения граждан о воздушной тревоге. Особо страдают пенсионеры – мало у кого из них есть современные телефоны, где срабатывает сигнал тревоги, в основном у них кнопочные телефоны, так называемые «бабушкофоны», где нет функции оповещения. И когда не работают Т2 и проводное радио, бабушки-дедушки становятся совершенно беззащитными перед угрозой удара с воздуха.
Пока оставим в покое Т2, поговорим о проводном радио. Читатели старшего и среднего возраста хорошо помнят, что практически в каждой квартире или частном доме во времена СССР был громкоговоритель, так называемый «гавкунчик». Начинал он вещать в 6 утра с гимна Украинской ССР «Живи, Україно, прекрасна і сильна»  (вот что бы сегодня не говорили, все равно звучит куда как оптимистичнее, чем нынешнее «Ще не вмерла…», к тому же  «содранное» с гимна Польши), а заканчивал в полночь гимном Советского Союза. А с 6-ти утра до полуночи постоянно шли новости, музыкальные и познавательные передачи, радиоспектакли, актуальные интервью и так далее. Передачи в нашем городе шли с Москвы, Киева, Днепропетровска и даже Днепродзержинска. Причем Москва и Днепродзержинск вещали на русском языке, а Киев и Днепропетровск – на украинском. Люди, особенно те, кто часто находился дома, слушали такое радио и узнавали очень многое из новостей и познавательных передач, писали письма в «концерты по заявкам», записывали ценные рецепты – в общем, «гавкунчик» был почти что полноправным членом семьи, другом и спутником.
Но при этом мало кто знал, что главное предназначение таких радиоточек – не новости и концерты, а система оповещения на случай чрезвычайных ситуаций: военного нападения, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Для Днепродзержинска это было особенно актуальным – в городе было немало опасных производств, о чем мы уже как-то рассказывали, да и сам город на случай войны с его оборонной промышленностью мог легко стать мишенью для удара потенциального противника. Как известно, тогда была «холодная война», СССР готовился отражать удары США и НАТО, поэтому гражданской обороне уделялось первостепенное внимание. И проводное радио было как раз одним важнейших звеньев ГО. 
Ситуация начала меняться примерно в 2000-х годах. Как раз в это время в Украине пышным цветом расцвел «металлоломный» бизнес, воровали все то, что блестит. В том числе, к сожалению, и кабеля – телефонные и проводного радио. Поначалу их еще пытались как-то менять, поддерживать работу телефонов и проводного радио в нормальном режиме, но с каждым годом становилось все хуже, телефоны и радиоточки не работали из-за воровства месяцами. Как раз в это время широко распространилась мобильная связь, люди начали массово отказываться от проводных телефонов, а вместе с ними – и от проводного радио. Действительно, зачем эти услуги, если они почти не работают, зато за них постоянно надо платить? Так в Украине закончилась эра «Укртелекома» - государственной компании, которая занималась проводной связью и проводным радио. Потом «Укртелеком» был приватизирован структурами донецкого бизнесмена Рината Ахметова, но восстановлением хотя бы систем оповещения никто так и не занялся.
В Украине время от времени звучали тревожные голоса – нельзя оставлять население без системы оповещения, надо или восстанавливать старую, или придумывать что-то новое. Но от этих голосов попросту отмахивались – мол, «не на часі». Даже после 2014 года, когда все увидели, что война вот-вот может прийти в наш дом, мало что изменилось, хотя какие-то попытки были. Во времена премьерства Владимира Гройсмана правительство даже приняло постановление о восстановлении систем оповещения, но этот документ так и остался бесполезной бумажкой – не было средств под его выполнение. У местных бюджетов для таких работ вообще не было денег, не было финансирования и из Госбюджета. Так что система оповещения населения о возможных чрезвычайных ситуациях так и осталась «убитой». В Каменском ее частично решили, установив несколько десятков сирен, которые слышны в каждом уголке города, но как в других населенных пунктах Украины? И будем откровенны – внутри домов сирены не всегда хорошо слышно, особенно пожилым людям с проблемами слуха, а таких ведь немало.
Что делать в таком случае? Восстанавливать старую проводную систему бессмысленно: все равно, даже несмотря на войну, наши неуважаемые граждане «металлисты» не дремлют, кабеля растащат на металлолом. Снабдить каждого пенсионера современным телефоном с системой оповещения – нереально. Но выход все же есть, и он довольно несложный: с помощью ФМ-радио, в нашем городе – это ТОП-радио, бывшее МиКомп, которое может передавать сигналы тревоги, а между ними – новости, музыкальные и другие программы . Просто необходимо заказать у фирмы-производителя (раньше это были китайцы, ныне, может, есть такие фирмы и в Украине) самые дешевые и простенькие ФМ-приемники, которые могут принимать сигнал лишь на одной частоте, в нашем случае – это 104,4. Приемники такие будут стоить сущие копейки, по карману даже пенсионерам. И ничего зазорного в продаже таких приемников нет – ведь покупали люди «гавкунчики» в времена СССР. А для самых малообеспеченных можно их приобрести за счет государственного бюджета. Вроде как и не сложно, и это можно сделать, для этого надо принимать специальную государственную программу, нужны средства из госбюджета и политическая воля высшего руководства страны. Честно говоря, это можно и нужно было сделать гораздо раньше, не ждать, пока грянет. Но раз вышло, что вышло, то надо как-то исправлять ситуацию. 
Конечно, могут возразить – опять-таки «не на часі», госбюджет полупустой, лишних денег там нет. Но ведь речь идет о спасении жизней граждан Украины, а разве государство не должно этим заниматься? 
Говорят, в истории был такой случай. Когда во время Второй мировой войны британский премьер Уинстон Черчилль утверждал расходы госбюджета, ему говорили: не надо тратить средства на культуру, ведь идет война. На что Черчилль ответил – тогда зачем мы воюем, если гробим нашу культуру? Нечто подобное и в нашем случае – зачем мы воюем, если не можем обеспечить элементарную безопасность нашим старикам?