О Жемчужине Приднепровья, колхозном сортире и запрещенном Боярском

Опубликовано slavkin - вс, 09/05/2021 - 12:15
петриковка

Вчера на Днепропетровщине произошло поистине яркое  событие – очередной этнофестиваль «Петриковский дивоцвет-2021». Наши журналисты побывали на этом мероприятии, и сегодня мы выносим на суд читателей заметки с этого настоящего украинского праздника.
Немного истории
Следует отметить, что Петриковка для жителей Каменского, тогда еще Днепродзержинска, всегда была интересным, что называется, «торговым местом». В середине 80-х годов прошлого века многие горожане ездили в это село за покупками. В тамошнем ЦУМе частенько в продажу «выбрасывали» дефицитные товары, то, что в городской торговле было «днем с огнем» не сыскать. А именно – ковры, хрустальную посуду, аудиотехнику и даже джинсы. Последние, правда, были не американского производства вроде «Монтаны» или «Леви Страус», а больше греческого или мальтийского, но и цена на них была в пределах 100 советских рублей, а не по 250, как у днепродзержинских спекулянтов. Причина такого «петриковского изобилия» крылась в советской торговле – тогда была строгая разнарядка, куда и сколько направить дефицита, получал свою долю и Петриковский ЦУМ. Но оказывалось, что селянам хрусталь, ковры и джинсы не нужны в таких количествах, вот и задерживалось все это на полках. Задерживалось, правда, недолго – до первого «десанта» днепродзержинцев или днепропетровцев. Была у Петриковки еще одна прелесть – тамошний хлеб, изготовленный по настоящим сельским технологиям. Стоил он, правда, дороговато – копеек по 40, но по внешнему виду и вкусовым качествам значительно превосходил наши «кирпичики» и «кругяши» по 16, 20 и 26 копеек. Потому и ездили горожане в Петриковку за «сельским» хлебом.
В конце 80-х-начале 90-х в нашу жизнь пришли не только развал СССР, но и рыночные отношения. В Петриковке в это время начал работать большой вещевой рынок, в народе его называли «толкучка». Туда днепродзержинцы ездили за теми же джинсами, кроссовками, кожаными курточками, другой «фирменной» одеждой – там было и дешевле, чем в городе, и выбор побольше. Помнится, в выходные горчичные «Икарусы», которые следовали по маршруту «Днепродзержинск-Петриковка», шли переполненными.
А уже в 2000-х, при независимости, вдруг обнаружилось, что цветные орнаменты, которые петриковские мастера наносили на керамическую посуду, являются уникальными и одними из лучших не только в Украине, но и в мире. Появилось даже понятие «петриковская роспись», уникальность ее признали на уровне ЮНЕСКО. Тогда-то и родилась идея этнофестиваля в Петриковке, впервые он был проведен в 2008 году и стал заметным явлением в жизни не только Днепропетровской области, но и Украины, не зря его назвали «жемчужиной Приднепровья». С той поры фестивали стали регулярными.
Фестиваль
Так получилось, что за 2 недели до Петриковки мы побывали на Сорочинской ярмарке, поэтому вольно или невольно приходилось сравнивать эти два фестиваля-ярмарки. Конечно, по масштабам и «раскрученности» Сорочинцы посолиднее. Оно и понятно – слава о той ярмарке идет еще с первой половины 19 века благодаря бессмертному произведению Николая Васильевича Гоголя, петриковской же всего 13 лет. В Сорочинцах и народу побольше, и ярмарка поразнообразней – там торгуют всем, от детских носков до автомобилей.
Но во многом другом Петриковка лучше. Во-первых, фотозоны здесь бесплатные, многие участники даже зазывают гостей запечатлеться на фоне керамики, колоритных казаков или украинской хаты. Во-вторых, работа точек питания. Если в Сорочинцах они расположены хаотично, из-за чего вся территория пропахла шашлыками и пловом, то в Петриковке для желающих отведать вкусностей создали отдельную зону, которая абсолютно не мешает работе ярмарки. В-третьих, культурная программа. В Сорочинцах было сразу несколько сцен, на которые мало кто обращал внимание. В Петриковке же была одна центральная сцена, где выступали артисты со всей области. Зато возле многих палаток были песни и танцы в исполнении участников праздника, к которым присоединялись многочисленные гости. Особо запомнился джаз-бэнд в национальных костюмах, под который люди пускались в пляс. Вечером в Петриковке на главной сцене ожидалось выступление группы «Фристайл», но мы на него не остались. Ибо «Фристайл» без Кирсо и Казаченко – это все равно, что «Битлз» без Леннона и Маккартни или «Машина Времени» без Макаревича и Кутикова. Впрочем, это – уже дело вкуса…
Что касается торговли, то в палатках было очень много интересного. Это и керамика, и сувениры, и вышитая одежда, и даже очень симпатичные сумки, и произведения искусства. И все – свое, украинское! Для экспертов по гастрономии – ароматнейшие сало и колбасы, выпечка, медовые и фруктовые наливки на любой градус и карман, конфеты и сладости ручной работы. В общем, те, кто побывал на Петриковском фестивале, вряд ли пожалел об этом.
Конечно, не хотелось бы писать о недостатках, но таковые были. Первый – это, уж простите за физиологию, туалет. На ярмарке таких объектов обнаружить не удалось, ближайший был на автовокзале. По своему состоянию, внешнему виду и особенно запаху он напоминал сортир колхоза «300 лет без урожая» времен СССР.
Второй недостаток – дороги. Трасса от Каменского до Петриковки через Елизаветовку и Лобойковку  напоминала то ли танкодром, то ли стиральную доску, то ли рокаду после бомбежки, то ли все вышеперечисленное сразу. Примерно такое же состояние дорог – и в Елизаветовке, и в Лобойковке, и в Петриковке. Здесь уже упрек не петриковским властям, а скорее «отцам» Днепровского района и Днепропетровской области, а также Украины. Ведь и в Днепре, и в Киеве очень любят прихвастнуть уникальностью Петриковки и ее этнофестиваля – что ж вы, господа чиновники, так и не удосужились обеспечить многочисленным гостям нормальный проезд к месту проведения?  
И третий «минус» - парковки, точнее, их отсутствие. Если в Сорочинцах эту проблему с сотнями приехавших машин кое-как решили – платные самодельные стоянки были в частных дворах и на лужайках, то в Петриковке – никак, людям приходилось ставить машины на прилегающих улицах, иногда довольно далеко от ярмарки, что, согласитесь, не совсем удобно.
Впрочем, будем надеяться, что все трудности временные – и туалеты построят, и дороги отремонтируют, и стоянки соорудят. Когда-нибудь…
И немного о политике
Уже вечером этого же дня довелось включить телевизор, а там по телеканалу «Интер» показывали старый фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» с секс-символом позднего СССР Михаилом Боярским в главной роли. Этот фильм ныне попал в разряд запрещенных, хотя он более чем украинский: произвели его на Одесской киностудии, а съемки проходили во Львове и его окрестностях. Причиной запрета стал Боярский, который вроде бы попал под украинские санкции как угроза национальной безопасности нашей страны. Наверняка телеканал «Интер» теперь ожидают неприятности вплоть до закрытия, но сейчас не об этом.
Подумалось – Петриковским фестивалем можно и должно гордиться, именно здесь людям напоминают об украинской истории и традициях, о наших великих предках, о языке, культуре и местных производителях, которые ничем не хуже, а во многом лучше заграничных! И Государство Украина, если хочет воспитать в своих гражданах настоящий патриотизм, должно всячески поддерживать такие фестивали, зазывать сюда туристов, приглашать национальных производителей, помогать с насыщением культурной программы и налаживанием инфраструктуры, транслировать во всех украинских средствах массовой информации. А не действовать советскими методами типа запрета «неправильных» телеканалов и Интернет-сайтов, неугодных фильмов и исполнителей, книг и памятников. Ведь пресловутый «запретный плод», а именно его так тщательно выращивают сегодня украинские власти, всегда сладок! 
Понятно, что воспитывать патриотизм методом запрета всего неугодного куда проще и дешевле, чем построить нормальные дороги и открыть туалеты, вот только эффект от всеобщего «не пущать» будет примерно такого же качества, как сортир на петриковском автовокзале…
Вместо эпилога
Общий итог субботнего фестиваля один – на «Петриковский дивоцвет-2022» надо ехать обязательно! Если, конечно, он состоится и ему не помешают локдаун или какой-нибудь другой форс-мажор, которые так часто бывают в сегодняшней Украине…