Днепровский политик, лидер местной организации «Оппозиционной платформы – За жизнь» Геннадий Гуфман прокомментировал решение власти сделать землю объектом купли-продажи.
«Я не крестьянин, не аграрий, не эксперт в области АПК, поэтому мне проще увидеть и проанализировать принятый в первом чтении законопроект о рынке земли с точки зрения простых и понятных вещей - политики и здравого смысла.
Убежден, что с точки зрения политики, 13 ноября монобольшинство в Раде проголосовало за начало обратного отсчета времени к своему досрочному роспуску. Они так и не поняли, за какую бомбу проголосовали.
Вот, например, только одна из «странностей» законопроекта 2178-10:
“6-1. Громадяни, яким належить право постійного користування, право довічного успадкованого володіння земельними ділянками державної та комунальної власності, призначеними для ведення селянського (фермерського) господарства, а також орендарі земельних ділянок, які набули право оренди землі шляхом переоформлення права постійного користування щодо зазначених земельних ділянок, мають право на викуп таких земельних ділянок у власність з розстрочкою платежу до 5 років за ціною, яка дорівнює нормативній грошовій оцінці таких земельних ділянок, без проведення земельних торгів.»
Получается, что гражданин уже имеющий право постоянного пользования земельным участком сельхозназначения, перед тем как его продать, сначала выкупит её у государства? Нормативная стоимость выкупа устанавливается Кабмином, ориентировочно она называется пока в районе 30 тысяч гривен, а реальная рыночная стоимость локальных земельных участков первые два-три года по оценкам финансистов не будет превышать 500-600 долларов за га. То есть владелец земли сначала должен неизвестно где найти деньги чтобы выкупить её, а потом… продать дешевле.
Добавьте к этому неполный и с трудом работающий земельный кадастр, о чем говорит сама власть. Не забудьте о юридической неграмотности тех сельских бабушек, которые собственно говоря и намереваются продать свои паи. Учтите, что большинство объединенных громад так и не успели оформить на себя земельные участки за границами населенных пунктов ОТГ, вместе со всеми покосами и пастбищами. И вы получите самую взрывоопасную политическую ситуацию, которую только можно предсказать.
С точки зрения здравого смысла, закон должен был создать модель цивилизованного землепользования, дающий выгоду землепользователю, землевладельцу, продовольственной безопасности страны и сельскому укладу жизни. Это основа любого бизнеса – взаимовыгодность. А мы получили «свободный рынок». Свободный = нерегулируемый, то есть бесконтрольный. В стране, где возможен несудебный метод смены собственника всего чего угодно через систему нотариата и вход в кадастры.
Может не случайно в госбюджете на 2020 год вообще не заложено поступлений от рынка земли? Находящиеся в аренде у агрохолдингов огромные земельные массивы будут продаваться через оффшоры, без захода выручки и налогов в Украину. А на уровне паев и фермерских хозяйств в стране на несколько лет развернется уже привычная нам махновщина с рейдерами, поджогами, судами и добробатами. До тех пор, пока паи и пастбища не закончатся.
Никто же наверное не будет утверждать, что в Израиле или Канаде живут глупые люди? А в этих странах нет и не будет «свободного рынка». Там рынок регулируемый и обставленный очень многими ограничениями и системой контроля. Там понимают, что земля это национальное и невосстановимое богатство государства.
Я вам скажу, когда городские жители оценят качество ноябрьского законотворчества «слуг народа». Года через три-четыре, когда в Украине окончательно оформится сырьевая латифундистская модель АПК. Никогда и нигде корпорации не выращивают овощи и фрукты, не занимаются тем, что требует большого количества ручного труда. Это ниша фермеров и домашних подворий. Когда в Украине рухнут фермерские хозяйства, яблоки, картошку и помидоры мы будем экспортировать из той же Польши, где средний размер фермерского хозяйства 7-10 га, госдоплаты на гектар составляют примерно 250 долларов, фермеры вообще не ведут бухгалтерию и реализуют урожай через перерабатывающие кооперативы.
При этом за последние два года цена, например, сливочного масла в Польше выросла почти вполовину, это европейский и мировой тренд – стоимость продовольствия растет. А сколько за польское масло, мясо, картошку, яблоки будут платить украинцы? Ведь в Украине и сегодня количество фермеров на порядок ниже, чем в Польше. На сколько их станет меньше при «свободном рынке» даже прогнозировать трудно.
В законе от 13 ноября на самом деле нет государственной логики, баланса интересов, умения смотреть вперед хотя бы на пару лет, не говоря уже о десятилетиях.
В нем нет даже совсем элементарного – умения увидеть проблему трезвым взглядом бизнесмена или осторожным взглядом политика», - написал Гуфман в социальных сетях.