3 марта Заводской районный суд Днепродзержинска допросил двоих свидетелей от стороны обвинения. Один из них – член «Правого сектора», организации идеологически резко противоположной Коммунистической партии Украины, членами которой являются подсудимые Сергей Ткаченко (на фото) и Денис Тимофеев, пишет ГолосUA.
Прокурор Иван Турбаба не усматривает ничего подозрительного в том, что на суде свидетельствуют люди идеологически заангажированные, с конкретной партийной принадлежностью.
«Конечно, это допускается, это не повредит процессу», - немногословно ответил прокурор. От более детальных комментариев он отказался.
В свою очередь адвокат Александр Постернак подчеркнул: «Однозначно видится, что свидетель имеет партийную принадлежность к «Правому сектору», а посему, по его разговорам и направленности, является противником Коммунистической партии Украины. Он участвует в сносе памятников Ленину, во всех мероприятиях, которые проводились в городе, поэтому он априори может лишь субъективно свидетельствовать по этому делу. По поводу того, что он узнал одного из подзащитных: он не назвал ни одного критерия, по которому он его узнал, тем более, что свидетель – человек с плохим зрением. Как он мог его опознать? Может, наугад? Видно, что человек был подготовленный, кем неизвестно. Он субъективно свидетельствовал по данному делу. Я считаю, что суд должен критически отнестись к этим показаниям».
Вопрос партийной принадлежности важен для защиты, но вопросы об отношении свидетелей к Компартии Украины, членами которой являются подзащитные, суд отводит. «Те вопросы, которые задает защита, могут раскрыть личность свидетеля, отношение к нашим подзащитным. Они задаются всем свидетелям: о принадлежности к партиям, общественным движениям, отношении к КПУ. Наши вопросы в отношении того, что, безусловно, влияет на объективность рассмотрения дела, суд по какой-то причине снимает. Это не полнота рассмотрения дела, потому что уголовно-процессуальным кодексом предоставлено право защиты выяснять личность свидетеля и его отношение к фактам, которые он мог воспринимать», - отметил адвокат Александр Постернак.
Также сегодня суд отклонил ходатайство защиты о содержании подсудимых не в металлической клетке, а на лавке под конвоем во время заседания. По мнению адвокатов, это нарушение прав человека.
«Мы, заявляя это ходатайство, провели анализ практики Европейского суда по правам человека, которые сводятся к тому, что содержания лиц до приговора суда в подобных клетках, является нарушением прав человека. Это нарушает достоинство, человек испытывает страдания, находясь в этой клетке. Никто не оспаривает факт того, что это нарушает права человека, однако, ссылаются на то, что суды не оборудованы местами, которые бы не приводили к нарушением прав человека (пластиковыми ограждениями – Ред.). Все признают, что подобным образом обращаться с людьми нельзя, однако это продолжается. Допускаю, что это не по вине самого суда. Нет обеспечения, но необходимо создать условия, при которых человек не будет страдать», -подчеркнул адвокат Максим Кудрявцев.
В свою очередь Александр Постернак констатировал, что содержание подсудимых в металлической клетке во время судебного заседания – это нарушение третьей статьи Европейской конвенции о защите прав человека «Запрещение пыток».
«Судебные заседания затягиваются каждый раз, когда подсудимые находятся в клетке. Свидетели, которые приходят, обращают свой взор на них. Очевидно, если они кого-то опознают, то тех лиц, которые находятся за решеткой. Для объективности процесса важно, чтобы они находились на лавке, вместе с другими участниками процесса, и свидетели уже более правдиво могли их опознавать или не опознавать. Практика европейского суда, на которую мы ссылались, говорит о том, что независимо от норм национального законодательства к каждому подсудимому должно быть отношение, не унижающее его честь и достоинство. И когда лица находятся в клетке, они уже поддаются тяжелому обращению с ними, в том числе, это оценивается как пытки над личностью и психологически, и физически. Они не могут полноценно участвовать в судебном процессе, не могут записывать ответы на вопросы, не могут чувствовать себя такими же членами общества, как и все остальные, несмотря на то, что есть презумпция невиновности. Поэтому я считаю, что были все основания, чтобы наши подзащитные находились на лавочке в присутствии конвоиров»,- подчеркнул адвокат.
Напомним, суд неоднократно отказывался изменять меру пресечения для подсудимых -содержание в СИЗО, не взирая на многие прецедентные решения Европейского суда по правам человека. Вследствие изменений в законодательство, внесенных в конце прошлого года, по статье 110 УК Украины, которую инкриминируют днепродзержинским коммунистам, вариативность меры пресечения строго ограничена и предусматривает только содержание под стражей.
3 марта суд должен был заслушать показания еще двух свидетелей. Они не явились по разным причинам: один находится в зоне АТО, другой не пришел в связи с проблемами со здоровьем. Следующее заседание по делу днепродзержинских коммунистов пройдет 12 марта.
Напомним, члены КПУ Тимофеев и Ткаченко обвиняются по статьям 263 и 110 Уголовного кодекса Украины.