Депутат из БПП Сергей Лещенко обнародовал запись телефонного разговора между генпрокурором Юрием Луценко и бизнесменом Игорем Коломойским. В разговоре, как утверждает сам Лещенко, Коломойский предлагает Луценко решить финансовый вопрос в пропорции "10 к 1".
Подлинность аудио подтвердила пресс-секретарь главы ГПУ Лариса Сарган, однако, по ее словам, диалог Луценко и Коломойского состоялся в конце августа прошлого года перед съездом партии БПП, и тогда приняли решение о переименовании Блока Петра Порошенко в БПП "Солидарность". Пресс-секретарь генпрокурора также посоветовала Сергею Лещенко отказаться от популистской практики.
Это событие в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
- Юрий Луценко опровергает информацию о любых контактах с бизнесменом Игорем Коломойским в этом году, почему информационный вброс прошлогодней давности случился именно сейчас?
— Лещенко последние месяцы ведет кампанию, которая во главу угла ставит борьбу с коррупцией нынешней власти. Эта линия, как считает Лещенко, позволит ему укрепить позиции этой партии, в которую они вступили — ДемАльянс, и она находится как бы под опекой посольства США. Кроме того, сильные мира сего, в том числе российско-украинский олигарх Григоришин поддерживает эту кампанию. Кстати, Лещенко, Найем — они были против назначения Луценко генпрокурором по понятной причине, то есть они считали, что назначение Юрия Виталиевича позволяет систему борьбы с коррупцией держать под контролем двух людей — Порошенко и близкого ему человека — Луценко. Ясно, что теперь любая информация, которая будет дискредитировать генпрокурора, через Лещенко будет вводиться в общественный оборот. Отдельная тема — что такое борьба с коррупцией в нынешней ситуации после судебной реформы, когда разделена борьба с коррупционными преступлениями — этим занимается НАБУ или антикоррупционная прокуратура, генпрокуратуре остается только сепаратистов ловить, я не знаю, чем еще будет заниматься Луценко и чем он будет оправдываться.
- И о чем, по-вашему, вели разговор Луценко и Коломойский?
— Понятно, что это обмен какими-то интересами, какими конкретно, я не имею понятия. Понятно, что отношения связки Порошенко и Луценко с Коломойским очевидно для тех людей, которые смотрят, как голосуют в украинском парламенте. Понятно, что люди Коломойского в парламенте голосуют вместе с БПП, то есть с людьми, которые заинтересованы в поддержке линии, которую ведет Порошенко. Юрий Витальевич, по видимому, ему в этом помогает и выступает в роли коммутатора между президентом и, это мои предположения, Коломойским — очень влиятельным человеком, по-прежнему многое решающем в украинской политике.
- Имеет ли место конспирологическая теория, что сам Коломойский может быть к этому причастен?
— Я не считаю ее конспирологической. Очень в стиле Коломойского. Я вполне допускаю, что он сам, видимо, не получив, что надо, предупреждает о том, что он все знает и может много чего сказать.
- То есть, это может быть элементом шантажа через возможное опорочивание имени генпрокурора?
— Я бы этого не исключал. Мы знаем, как Лещенко и компания воюют с Коломойским. Возможно, Коломойский сам что-то вбрасывает, чтобы потом дискредитировать Лещенко, сказав, что это не так и совсем не о том.
- Кому выгодна компрометирующая генпрокурора информация?
— Во-первых, есть профессиональное сообщество в прокуратуре, которое страшно недовольно этими изменениями в руководстве и считает, что непрофессиональный и юридически некомпетентный генпрокурор вообще дискредитирует их общность. Так что я не исключаю, что есть внутренняя оппозиция внутри сообщества прокурорско-судебного, а они, кстати говоря, очень влиятельные. Что касается других, мне кажется, что Луценко получил за первое решение на посту генпрокурора огромное количество врагов. Когда он выручает Лихолита, а потом пугает старую элиту арестом, причем откровенным арестом Ефремова, который вне игры, и прямо предупреждая, что его арестовали, чтобы получить нужную информацию — кто первый привел боевиков из РФ. Вот мы договоримся с ним, он скажет, мы выпустим. А есть гораздо более влиятельные и богатые люди, которые могут посчитать, что могут и до них добраться. Так что, я допускаю, что и в этой среде Луценко недовольны.