Это может стать одним из инструментов увеличения финансирования отрасли для вывода ее из кризиса
Сопредседатель фракции Оппозиционного Блока в парламенте Александр Вилкул на своей странице в фейсбук написал: «Разобрали с медиками закон о медреформе. Он принят с учетом ЗАПЛАНИРОВАННОЙ убыли 355 тыс человек. Изменения нужны. Но такими ли методами?».
«Я отлично понимаю все глубокие проблемы, которые есть сегодня – и необходимость покупать медикаменты, и взятки врачам, и многое другое.
Но условно-постоянные затраты (отопление, вода, электричество, зарплаты врачам, бензин и т.д.) оплачивает все-таки государство. И если человек, который не может заплатить, попадает в больницу, то помощь хоть в каком-то виде, но оказывается.
Потому надо искать механизм как увеличить финансирование. В том числе – через введение обязательной страховой медицины за счет работодателя. А не просто уничтожать то, что пусть и недофинансированное, но есть», - сказал он.
Вилкул сделал детальный анализ принятого коалицией законопроекта по медицинской реформе № 6327 «О предоставлении государственных финансовых гарантий медицинских услуг и лекарственных средств».
Этот законопроект является первым шагом к узакониванию платной медицины и сужению права населения на бесплатную медпомощь в нарушение 49 ст. Конституции Украины и решений Конституционного суда. «Короткий смысл медицинской реформы, которую продавили провластные партии – официальное введение платной медицины, закрытие медучреждений в малых городах и селах, а в будущем – приватизация больниц. Законопроект не повышает качество и доступность медпомощи. Его цель – СОКРАТИТЬ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕДИЦИНЫ И ПЕРЕЛОЖИТЬ ЕГО НА ЛЮДЕЙ», - отметил нардеп.
Минздрав предлагает понятие «гарантированный пакет медпомощи», УБРАВ СЛОВО «БЕСПЛАТНЫЙ».
Этот пакет расщепляется на:
Бесплатную медпомощь – первичная медпомощь, экстренная и паллиативная (помощь неизлечимо больным пациентам с ограниченным прогнозом жизни)
Медпомощь, за которую надо доплатить (со-оплатная часть) – это вторичная и третичная медпомощь.
ВСЕ, ЧТО СВЕРХ ЭТОГО ПАКЕТА, БУДЕТ ПОЛНОСТЬЮ ПЛАТНОЕ. Даже за установление факта инвалидности люди должны будут платить сами.
СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ ЗА МЕДУСЛУГИ? Четкой информации не прописано – законопроект не определяет границы стоимости платных медуслуг. По мнению Минздрава, цены должны будут устанавливать медучреждения. Разработчики также не представили критерии, согласно которым будет формироваться со-оплатная часть медуслуг, и насколько уровень «доплат» будет приемлем для нашей страны, в которой, по данным ООН, 60% населения находятся за чертой бедности.
При этом БЕСПЛАТНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕДУСЛУГ БУДЕТ ОБРЕЗАНО. Это, например, связано с тем, что уровень материально-технического оснащения «первички» для проведения необходимых исследований составляет около 40% от потребности, а докупить оборудование стоит миллиарды гривен. «Чтобы оборудование появилось не за счет людей, Минздрав должен выделить эти деньги. А финансирование даже сейчас сокращается», - сказал Вилкул.
ЕЩЕ ОДНА ЧАСТЬ БЕСПЛАТНОГО ПАКЕТА – ЭКСТРЕННАЯ МЕДПОМОЩЬ (ЭМП) В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТАКЖЕ НЕ БУДЕТ БЕСПЛАТНОЙ, поскольку финансирование из госбюджета на приобретение лекарств уже 3-й год не увеличивается, а стоимость медикаментов за это время повысилась в разы. В результате больным приходится самим искать медикаменты.
«Цена такой «реформы», против которой выступил даже профильный комитет Рады, может быть очень высока – рост смертности, заболеваемости, нарастание эпидемической напряженности. ЧТОБЫ ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО, НЕОБХОДИМА ШИРОКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ. И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ ЭКОНОМИКУ – БЕЗ ЭТОГО НЕВОЗМОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ НИКАКИЕ ДАЖЕ САМЫЕ ХОРОШИЕ НАЧИНАНИЯ», - подчеркнул Вилкул.