Ведущие политологи комментируют «американский след» в отставке губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского.
«Байден действительно мог звонить Яценюку, поскольку украинский премьер больше общается именно с вице-президентом США, — считает политолог Кость Бондаренко. — В то же время Порошенко больше контактирует по линии посла Пайетта, госсекретаря Керри и президента Обамы. Без одобрения на одном из этих уровней ситуация так быстро не разрешилась бы. Влияние Штатов сейчас является определяющим. Это не значит прямое управление — от украинских политиков по-прежнему требуют соблюдения демократических ритуалов вроде выборов, но реально все вопросы украинской политики решаются в кулуарных переговорах лидеров Украины и США, причем окончательное слово, естественно, принадлежит американцам. Соответственно, меняется сам принцип украинской политики. Уже не столько важно заручиться поддержкой внутри страны — олигархов, населения, — сколько заручиться поддержкой Штатов. Нужно просто доказать Вашингтону, что твой конкурент в украинской власти неэффективен, вор, мешает наполнять бюджет, представляет угрозу стабильности, и вопрос будет быстро решен, как в случае с Коломойским».
Иное мнение у политолога Владимира Фесенко. «Надо говорить не о роли Байдена, а о роли США в целом. Байден просто решал его на самом высоком уровне, а на уровне пониже, например, в беседах с Корбаном, его решали другие люди. Конкретно атака на Коломойского не была инициативой США, но инициативой Запада были финансовая стабилизация и закрытие бюджетных дыр, для чего оказались необходимы действия по «Укрнафте» и «Укртранснафте», — говорит Фесенко. — Плюс, думаю, до лидеров Запада доносили информацию, что после сепаратистов именно Коломойский является угрозой №2. Так что в данном случае совпали интересы всех — и Порошенко, и США, и МВФ. Для Штатов важно прежде всего сохранение политической и финансовой стабильности в Украине, причем более важно, чем для многих украинских деятелей. Развал Украины повлечет за собой угрозы для системы безопасности во всем мире и создаст зону нестабильности рядом с Европой. Конфликт Коломойского с государством мог стать спусковым крючком для этого процесса, и Штаты не могли не вмешаться. В украинской политике Запад сейчас играет, возможно, не решающую, но очень важную роль. Абсолютного внешнего управления нет. Есть общее внешнее управление, которое сохраняет достаточно широкую автономию украинским руководителям. Украина не Афганистан и не Южный Вьетнам, это специфическая страна, в которой худо-бедно работает демократия. Поэтому у нас невозможно навязывание политических лидеров, и Штаты будут делать ставку на тех, кто популярен».
«Вмешиваясь в ситуацию вокруг конфликта с Коломойским, Запад преследует чисто прагматические цели — он не хочет допустить повторения ситуации 2005–2010 годов, когда из-за конфликта Ющенко и Тимошенко к власти пришел Янукович, — комментирует политолог Вадим Карасев. — Поэтому США будут гасить любой конфликт во власти или с властью. Так что Коломойский был обречен. Западу нужна стабильность, так как дестабилизация — это игра в пользу России. Фактически сейчас для США это фактор геополитики, так как, только победив геополитически, они смогут реализовать в Украине экономические интересы, дав возможность крупному бизнесу Запада скупить прибыльные украинские активы».