Неизвестный полицейский, неизвестные люди в военной форме вручают повестку: законно ли это?

Опубликовано slavkin - пн, 12/19/2022 - 10:33
Ворон

Представим себе такую вот ситуацию: едет человек на пассажирском переднем сидении вместе с водителем легкового автомобиля в обычном украинском городе. Впереди они видят полицейский автомобиль. Возле спецмашины полицейский в форме подаёт сигнал водителю остановиться. После остановки автомобиля полицейский подходит к пассажиру и требует от него предъявить свой паспорт. После предъявления паспорта немного оробевшим человеком, сотрудник полиции забирает его и передаёт людям в военной форме, которые находятся в другом автомобиле. Один из этих «военных» по данным паспорта выписывает пассажиру повестку, а затем паспорт возвращает гражданину, но уже с повесткой. Кстати, на требование гражданина хотя бы представиться и показать свои служебные удостоверения, ни полицейский, ни военный, никаким образом не реагируют. Законны ли такие действия и как поступать в такой ситуации? Попробуем разобраться.     

Конституция, ограничение прав и свобод человека в военное время

Согласно статье 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 этой Конституции.
Согласно статье 1 Закона Украины «Про правовий режим воєнного стану» от 12 мая 2015 года№ 389-VIII военное положение — это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных её местностях в случае вооружённой агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, её территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооружённой агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, её территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Согласно части 2 статьи 20 закона «О правовом режиме военного положения» в условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренные частью 2 статьи 64 Конституции Украины.
Неизвестный полицейский останавливает автомобиль…

Как-то в это тяжёлое военное время многие должностные лица, в том числе сотрудники национальной полиции, стали забывать некоторые положения Закона Украины «Про Національну поліцію».
Напомним, что согласно положениям части 1 статьи 35 этого Закона, которая специально регламентирует остановку полицейским транспортных средств, указано 11 конкретных причин, по которым полицейский может останавливать транспортные средства. Чтобы здесь не перегружать публикацию перечислением всего содержания данной правовой нормы, укажем лишь, что по Закону действительно у полицейского при исполнении им своих должных обязанностей есть право останавливать транспортные средства. Однако Закон требует от полицейского пользоваться этим своим правом только в строго очерченных самим Законом случаях. Более того, согласно части 3 этой же статьи 35 Закона «О Национальной полиции» (цитируем): «Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с детальным описанием основания остановки, определенной в этой статье.»  
Обратим здесь внимание на слова-формулу: «обязан проинформировать водителя». Иными словами, полицейский, остановив транспортное средство, не обязан объяснять причину остановки пассажирам автомобиля, однако он обязан о причине остановки проинформировать водителя транспортного средства. Если сотрудник полиции остановил транспортное средство, но при этом не проинформировал водителя о конкретной причине остановки, которая точно совпадает с одной из причин, перечисленных в статье 35 Закона «О национальной полиции», либо назвал причиной проверку документов у пассажиров, то в этом случае есть основания говорить о том, что полицейский действовал незаконно. 
Кстати, обратим здесь внимание и на то, что во время действия военного положения в статью 35 Закона Украины «О Национальной полиции» в часть 1 было внесено только одно изменение, а именно:статья была дополнена 11-й причиной остановки: «если есть имеющаяся информация, которая свидетельствует о том, что водитель или пассажир транспортного средства является лицом, которое самовольно оставило место для содержания военнопленных.» 
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона «О Национальной полиции», которая называется «Основные обязанности полицейского» прямо и однозначно выписаны такие обязанности стража порядка:
«1. Полицейский обязан:
1) неукоснительно соблюдать положения Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, и Присяги полицейского;
2) профессионально выполнять свои служебные обязанности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, должностных (функциональных) обязанностей, приказов руководства;
3) уважать и не нарушать прав и свобод человека;
4) оказывать неотложную, в частности домедицинскую и медицинскую, помощь лицам, пострадавшим в результате правонарушений, несчастных случаев, а также лицам, которые оказались в беспомощном состоянии или состоянии, опасном для их жизни или здоровья;
5) хранить информацию с ограниченным доступом, которая стала ему известна в связи с выполнением служебных обязанностей;
6) информировать непосредственного руководителя об обстоятельствах, исключающих возможность его дальнейшей службы в полиции или пребывания на занимаемой должности.»
А согласно части 3 этой же статьи (тоже цитируем): «3. Обращаясь к лицу, или в случае обращения лица к полицейскому, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией, не выпуская его из рук.»
Иными словами, если полицейский исправно, добросовестно и в полном объёме исполняет свои обязанности по службе, то в принципе не может возникнуть на дороге (или вне её) ситуация, когда с человеком обращается либо предъявляет какие-либо требования «неизвестное лицо» в полицейской форме. Если же служитель закона в полицейской форме обращается к гражданину или что-то от него требует, но при этом сам не представляется, то в этом случае полицейский нарушает закон. Более того, в таком случае и все его дальнейшие действия выходят за рамки закона, т. к. «неукоснительно соблюдать положения Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, и Присяги полицейского». 

Полицейский взял паспорт и передал его третьим лицам

Если полицейский потребовал у гражданина предъявить ему паспорт, а затем, пользуясь своим служебным положением, передал личный документ гражданина третьим лицам, то такие действия являются полностью незаконными. И вот почему. 
Действительно, Закон Украины «О Национальной полиции» в качестве одной из превентивных мер борьбы с правонарушениями предусмотрел право полицейского на проверку документов лица (статья 31). Однако в то же время Закон эту процедуру строго регламентировал и не оставил полицейским практически никаких «лазеек» самовольничать и действовать по-иному, кроме как предписано Законом.   
Согласно части 1 статьи 32 Закона «О Национальной полиции», которая так и называется «Проверка документов лица», (цитируем): «1. Полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, способом, который даёт возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документах, в таких случаях:
1) если лицо обладает внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица, или самовольно оставило место для содержания военнопленных;
2) если существует достаточно оснований считать, что лицо совершило или намерено совершить правонарушение;
3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещён, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другого чрезвычайного события;
6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.»
Итак, исходя из вышеизложенного, у полицейского нет никаких иных оснований потребовать у гражданина на улице или в автомобиле предъявить личные документы, в том числе и его паспорт, если только не идёт речь об одном из 6 правовых оснований, перечисленных выше. И уж тем более незаконным и грубо нарушающим конституционные права гражданина на свободу и личную неприкосновенность его личности и частной жизни является передача полицейским паспорта третьим лицам, какими благими намерениями служитель закона при этом ни руководствовался. 
Согласно статье 28 Конституции каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Согласно части 1 статьи 289 Гражданского кодекса Украины физическое лицо имеет право на личную неприкосновенность.
Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Украины, утверждённогоПостановлением Верховной Рады Украины от 26 июня 1992 года N 2503-XII, паспорт гражданина Украины является документом, удостоверяющимличность владельца, и подтверждает гражданство Украины. Паспорт являетсядействительным для заключения гражданско-правовых соглашений, осуществлениябанковских операций, оформления поручений другим лицам дляпредставительства перед третьим лицом только на территории Украины,если иное не предусмотрено международными договорами Украины.
И наконец, точный и однозначный ответ по поводу законности (незаконности) передачи полицейским паспорта гражданина третьим лицам содержится Законе Украины «Об информации».
Так, согласно частям 1 и 2 статьи 11 Закона Украины «Об информации» «1. Информация о физическом лице (персональные данные) — сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано.
2. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и защиты прав человека. К конфиденциальной информации о физическом лице относятся, в частности, данные о его национальности, образовании, семейном положении, религиозных убеждениях, состоянии здоровья, а также адрес, дата и место рождения.»
В соответствии с частью 3 Закона Украины «Про захист персональних даних» от 1 июня 2010 года № 2297-VI«3. Использование персональных данных работниками субъектов отношений, связанных с персональными данными, должно осуществляться только в соответствии с их профессиональными или служебными или трудовыми обязанностями. Эти работники обязаны не допускать разглашения любым способом персональных данных, которые им были доверены или которые стали известны в связи с выполнением профессиональных или служебных или трудовых обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом…»
Итак, если у вас возникают сомнения в законности действий «неизвестного» сотрудника полиции, то вы имеете право воспользоваться звонком на «горячую линию» Национальной полиции по телефону: 0-800-50-02-02 (бесплатно со стационарных и мобильных телефонов и круглосуточно; это call-центр Национальной полиции Украины) и попросить принять необходимые меры для вашей защиты. 

Неизвестное лицо в военной форме собирается выписать повестку…

К сожалению, сейчас стала очень распространённой практика вручения повесток не в помещении Территориального центра по комплектованию (ТЦК), а во всех иных (иногда крайне экзотических) местах. Так, например, по сообщениям СМИ, 24 октября этого года начальник Киевского городского центра комплектования и социальной поддержки, полковник Юрий Максимов сообщил, что повестку следует ждать всем военнообязанным. По его словам, Украина находится на высшей степени мобилизации, сейчас существует необходимость в доукомплектовании.Также он прокомментировал вопрос вручения повесток на улицах. «Нет запретов относительно места вручения повесток. В законодательстве не указано, что оповещение возможно, например, исключительно по домашнему адресу или на работе, или в месте отдыха. Закон говорит об оповещении путем вручения повестки. Всё.», — пояснил полковник Ю. Максимов.
А теперь, небольшой комментарий к этим словам. 
Во-первых, если «Закон говорит об оповещении путём вручения повестки», то в любом случае вручать повестку должны не некие «люди в военной форме», а уполномоченные на это военной администрацией (местными органами власти) лица, которые, также, как и полицейские, в обязательном порядке обязаны представляться гражданину, называя себя и свои полномочия. 
Во-вторых, процедура вручения повесток должна не только соответствовать действующему законодательству, но и не нарушать права и свободы гражданина, о чём уже было сказано выше. 
Интересно в этой связи мнение известного адвоката Сергея Рогозина, опубликованное не так давно на юридическом интернет-портале (https://protocol.ua/ua).
Сергей Леонидович пишет, в частности, что в национальном законодательстве нет закона, который бы определял порядок вручения повесток во время военного положения. Сейчас этот вопрос регулируется Положением о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятие призывников на военную службу по контракту, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины от 21 марта 2002 года № 352.
При этом, в указанном Положении отсутствуют нормы относительно конкретного места вручения лицу повестки или запрета на вручение в отдельных местах. Таким образом, вручение повесток в любом людном месте (улица, блокпост, метро или очередь на заправку) не противоречит, по мнению адвоката, действующему законодательству.
В то же время замечает Сергей Рогозин, даже при таких условиях гражданам необходимо всё равно обращать внимание на соблюдение процедуры вручения повестки.
Вот конкретные советы от адвоката С. Рогозина: 
1. Обращайте внимание на лицо, которое вручает вам повестку. Действующим законодательством определён круг уполномоченных субъектов, имеющих право вручать повестки, а именно:
- непосредственно должностными лицами районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки (военкоматы);
- органами местного самоуправления;
- руководителями предприятий, учреждений, организаций, в том числе учебных заведений, независимо от подчинения и формы собственности.
При этом, не наделены соответствующими полномочиями по вручению повесток должностные лица Нацполиции или терроборона.
2. Обращайте внимание на содержание повестки, которую вам вручают.В повестке обязательно должна содержаться такая информация:
- ФИО получателя, адрес проживания, реквизиты распоряжения территориального центра комплектования и социальной поддержки;
- вид повестки;
- дата и время, когда необходимо явиться и адрес куда необходимо явиться;
- перечень документов, которые нужно с собой иметь;
- название органа, печать, воинское звание, подпись, фамилия, имя и отчество руководителя военкомата (ТЦК).
В случае несоблюдения обязательных требований к содержанию повестки или вручения её не уполномоченным на то лицом, вы имеете право отказаться от получения повестки. Лучше, если при этом будут, как минимум, два свидетеля, которые подтвердят нарушения, совершённые субъектом вручения повестки.
Адвокат С. Рогозин специально обращает внимание на то, что в таком случае субъект вручения должен составить Акт об отказе от получения повестки, который в дальнейшем передается в ТЦК для установления всех обстоятельств и оснований отказа. Также, на свободном месте в повестке необходимо указать, какие ошибки ее заполнения Вами были выявлены. В том числе никто не запрещает гражданину описать порядок выписывания повестки, указание на непредставление или отказ должностного лица представиться по требованию гражданина и т. д. 
И наконец, вручение повесток происходит по чётко определенному плану мобилизации, который формируется в соответствии с требованиями законодательства и планов по обороне и защите государства.именно на это неоднократно указывал Министр обороны Украины Алексей Резников. Этот процесс не может быть хаотичным и своевольным! И с этим трудно не согласиться. 
Игорь Ворон, юрист.