Кременчугский сталелитейный завод, который принадлежит бизнес-группе Тигипко остановился, и переждет трудные времена в процедуре санации. Днепродзержинский "Днепровагонмаш" остается на плаву и получает прибыль, пишут «Вести».
Хозяйственный суд Полтавской области принял к рассмотрению заявление ПАО «Кременчугский сталелитейный завод» об утверждении его плана санации. Рассмотрение документа состоится уже после новогодних и рождественских праздников — 12 января.
По данным «Вестей», инициатором санации выступили кредиторы ведущего предприятия литейной отрасли Украины, которое специализируется на изготовлении стального литья для грузовых железнодорожных вагонов (его производственные мощности составляют более 135 тыс. тонн литья в год, или 35 тысяч вагонных комплектов в год).
Соответствующее решение они приняли еще в ноябре на общем собрании кредиторов завода.
Кременчугский сталелитейный завод является частью финансово-промышленной группы «ТАС» бывшего вице-премьер-министра Украины Сергея Тигипко. В связке с ним работает крупнейший промышленный актив «ТАС» — производитель грузовых вагонов «Днепровагонмаш». До 2013 г. оба предприятия демонстрировали неплохие результаты. Например, по итогам 2012 года чистая выручка от реализации продукции «Днепровагонмаша» достигла 3,9 млрд грн, а прибыль — 790 млн грн. КСЗ за это же время, при чистой выручке в 1,36 млрд грн получил 59 млн гривен убытка. Начиная с прошлого года, у вагоностроителей в Украине возникли проблемы со сбытом в России. Рынок РФ, куда наши заводы отправляли до 90% своих вагонов, перенасытился, и в итоге на нем едва стало хватать места российским производителям.
Количество заказов в Украине стало сокращаться, вдобавок подключились российские власти, которые начали применять административные методы давления. Государственное предприятие «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (РСФЖТ) один за другим начало приостанавливать действие сертификатов на поставку в Россию вагонов и использование украинского вагонного литья. В итоге бурный поток вагонов в Россию из Украины в прошлом году сильно обмелел, а в этом и вовсе иссяк.
При фактическом отсутствии заказов внутри страны, и минимальных продажах за пределами СНГ, это привело к фактической остановке производства. Что отчетливо видно на примере «Днепровагонмаша», который в 2013 г. сократил чистую выручку до 1,326 млрд грн, а за 9 месяцев этого года с трудом вышел на объем продаж в 334 млн грн. Таким образом, спад производства на нем, в сравнении с 2012 годом, составил почти 90%.
В таком положении вагоностроительный бизнес стал обременительной ношей для бизнес-группы Тигипко. Который, после ухода из власти и сокрушительного поражения его партии «Сильна Україна» на последних парламентских выборах, ушел из политики, а его лоббистские возможности стали крайне скромными. Убыточный КСЗ был остановлен, на нем началась консервация производства (сейчас склады предприятия переполнены готовой продукцией, на которую нет спроса), и подготовка к увольнению почти половины из 5 тыс. работников. А чтобы предприятие не терзали кредиторы, которым он, по данным «Вестей», на начало этого года задолжал порядка 400 млн грн, и был утвержден план санации.
Его поддержали, по словам председателя профсоюзного комитета КСЗ Александра Шишкина, в основном крупнейшие кредиторы, связанные с собственником предприятия. Тогда как большинство мелких кредиторов выступили против его утверждения, поскольку он фактически замораживает их претензии к должнику на год, после чего их часть вообще может быть списана.
На «Днепровагонмаше», который пока перебивается заказами на ремонт вагонов от «Укрзалізниці», дела пока обстоят лучше. Предприятие, несмотря на катастрофический спад производства, умудряется даже получать прибыль, хоть и не такую внушительную, как в прежние годы (за 9 месяцев этого года она составила почти 22 млн грн). Большим плюсом этого завода является его «финансовая подушка» — на счетах «Днепровагонмаша» накоплено почти 1,5 млрд гривен нераспределенной прибыли. За счет этих средств завод может держаться на плаву еще долго. Впрочем, это не исключает возможности и его консервации с увольнением значительного числа рабочих, с учетом того, что сейчас мощности этого предприятия загружены в лучшем случае на 5%.