Буллинг в школе: Министерство образования разъяснило, как реагировать на случаи травли и принимать воспитательные меры

Опубликовано slavkin - пн, 03/16/2020 - 07:09
Ворон

К сожалению, современная школа, наряду с несомненными достижениями в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, имеет и ряд серьезных пороков в педагогической работе. Взаимоотношения в школьных коллективах, учителей и школьников, детей между собой, порой не просто отклоняются от нормы, а превращаются в многочисленные факты психологического и даже физического насилия одних над другими. Случаи такого рода коллективной травли детей или учителей уже давно вышли за стены своих школ и стали предметом острых дискуссий в обществе. Не стоит в стороне от этих проблем и профильное Министерство образования и науки Украины. Сегодня поговорим об этом более подробно. 

Что такое буллинг
Новое слово «буллинг» происходит от английского bullying– запугивание, издевательство, травля. В широком смысле это слово означает агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (чаще лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями, как правило, связанными между собой круговой порукой и страхом. В узком смысле в школьных или детских коллективах буллинг означает агрессию одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно ее задевает все происходящее с ней.
Буллинг не всегда выражается в очевидном физическом насилии. Гораздо чаще происходит систематическое и сильное психологическое давление в форме:  
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки, размещение нежелательных фотографий жертвы в социальных сетях и прочее),
- распространения слухов и сплетен;
- коллективного бойкота (это одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к детскому или подростковому суициду).

Приказ МОН № 1646
Еще в конце прошлого года Министерство образования и науки Украины издало приказ № 1646 «Некоторые вопросы реагирования на случаи буллинга (травли) и применения мер воспитательного воздействия в учебных заведениях», который был официально опубликован и, соответственно, вступил в силу 18 февраля этого года.
Приказом были утверждены два важных документа:
1) Порядок реагирования на случаи буллинга (травли);
2) Порядок применения мер воспитательного воздействия.
Рассмотрим содержание этих документов подробнее. 

Порядок реагирования на случаи буллинга
Порядок определяет механизм реагирования на случаи буллинга (или травли) в учебных заведениях всех типов и форм собственности, кроме тех, которые обеспечивают получение образования взрослыми, в том числе последипломного образования.
Проявлениями, которые могут быть основаниями для подозрения в том, что в школе происходит травля кого-то из участников образовательного процесса, являются:
- замкнутость, тревожность, страх или, наоборот, демонстрация полного отсутствия страха, рискованное, вызывающее поведение;
- неуравновешенное поведение;
- агрессивность, приступы ярости, склонность к разрушению, уничтожению, насилию;
- резкое изменение привычного для ребенка поведения;
-  замедленное мышление, пониженная способность к обучению;
- нелюдимость, избегание общения;
- изоляция, исключение из группы, нежелание других учеников общаться;
- заниженная самооценка, наличие чувства вины;
- появление быстрой утомляемости, сниженной способности к концентрации внимания;
- демонстрация страха перед появлением других учащихся;
- склонность к пропуску учебных занятий;
- отказ посещать учебное заведение со ссылкой на плохое самочувствие;
- депрессивные состояния;
- аутоагрессия (самоповреждение);
- суицидальные проявления;
- явные физические повреждения и (или) признаки плохого самочувствия (тошнота, головная боль, слабость и тому подобное);
- попытки скрыть травмы и обстоятельства их получения;
- жалобы ребенка на боль и (или) плохое самочувствие; повреждение или исчезновение личных вещей; вымогательство личных вещей, еды, денег; жесты, высказывания, прозвища, шутки, угрозы, распространение слухов сексуального (интимного) характера или других сведений, которые лицо желает сохранить в тайне;
- наличие фото-, видео - и аудиоматериалов физических или психологических издевательств, сексуального (интимного) содержания;
- имеются повреждения или исчезновение имущества и (или) личных вещей.
К буллингу в учебных заведениях относятся случаи, которые происходят непосредственно в помещении учебного заведения и на прилегающих территориях (включая учебные помещения, помещения для занятий спортом, проведения мероприятий, коридоры, раздевалки, туалеты, душевые комнаты, столовую и т. п.) и (или) за пределами учебного заведения во время мероприятий, предусмотренных образовательной программой, планом работы учебного заведения, и других образовательных мероприятий, организуемых с согласия руководителя учебного заведения, в том числе по дороге в (из) учреждения образования.
Признаками буллинга является систематическое совершение участниками образовательного процесса деяний в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, а именно:
- умышленное лишение пищи, одежды, денежных средств, документов, иного имущества или возможности пользоваться ими, препятствование в получении образовательных услуг, принуждение к труду и другие правонарушения экономического характера;
- словесные оскорбления, угрозы, в том числе в отношении третьих лиц, унижение, преследование, запугивание, другие деяния, направленные на ограничение волеизъявления лица;
- любая форма нежелательного вербального (т. е. бессловесного), невербального или физического поведения сексуального характера, в частности унизительные взгляды, жесты, оскорбительные движения тела, прозвища, обиды, шутки, угрозы, распространение оскорбительных слухов;
- любая форма нежелательного физического поведения, в частности пощечины, пинки, толкание, щипание, порка, кусание, нанесение ударов;
- другие правонарушения насильственного характера.
Педагогические работники в случае, если они выявляют случай буллинга, обязаны:
- принять неотложные меры для прекращения опасного воздействия;
- при необходимости предоставить домедицинскую помощь и вызвать бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи;
- обратиться (при необходимости) в территориальные органы Национальной полиции;
- уведомить руководителя учреждения образования и по крайней мере одного из родителей или других законных представителей несовершеннолетнего лица, подвергшегося травле.

Порядок применения мер воспитательного воздействия
Участники образовательного процесса могут сообщить о случае буллинга, стороной которого они стали или подозревают о его совершении в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других учащихся или о котором получили достоверную информацию, руководителю учреждения образования, в службу по делам детей, в полицию и др.
В школе заявления о случае буллинга или подозрения относительно его совершения принимает директор школы. Сообщения могут быть в устной и (или) письменной форме, в том числе с применением средств электронной коммуникации.
Руководитель учебного заведения в случае получения заявления или уведомления о случае буллинга:
- безотлагательно в срок, не превышающий одни сутки, сообщает об этом в полицию и по крайней мере одному из родителей ребенка, который стал стороной буллинга;
- при необходимости вызывает бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи;
- сообщает в службу по делам детей с целью решения вопроса о социальной защите малолетнего или несовершеннолетнего лица, которое стало стороной буллинга, выяснения причин, которые привели к травле и принятия мер для устранения таких причин;
- сообщает в центр социальных служб для семьи, детей и молодежи с целью определения методов социальной работы, обеспечения психологической поддержки и предоставления социальных услуг;
- созывает заседание комиссии по рассмотрению случая буллинга не позднее чем в течение 3-х рабочих дней со дня получения заявления.
Меры по предотвращению буллинга в школе
К мерам, направленным на предотвращение и противодействие буллингу в учреждении образования, относятся мероприятия по:
- организации надлежащих мер безопасности в соответствии с законодательством (пост охраны, видеонаблюдение за местами общего пользования и т. п);
- организации безопасного пользования сетью Интернет во время образовательного процесса;
- контролю за использованием средств электронных коммуникаций школьниками во время учебы;
- развитию социального и эмоционального интеллекта учащихся, в частности:
понимание и восприятие ценности прав и свобод человека, умение отстаивать свои права и уважать права других;
понимание и восприятие принципов равенства и недискриминации, уважение к достоинству человека, толерантности, социальной справедливости, добропорядочности, умение воплощать их в собственные модели поведения;
способность предупреждать и разрешать конфликты ненасильственным путем;
ответственное отношение к своим гражданским правам и обязанностям, связанным с участием в общественной жизни;
способность определять, формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию, уважая отличные от собственных мнения/позиции, если они не нарушают прав и достоинства других лиц;
способность критически анализировать информацию, рассматривать вопрос с разных позиций, принимать обоснованные решения;
способность к коммуникации и умение сотрудничать для решения различных общественных проблем, в частности путем волонтерской деятельности и т. д;
- повышению уровня осведомленности участников образовательного процесса о буллинге, его причинах и последствиях, порядке реагирования на случаи буллинга и т. п.;
- созданию в учреждении образования культуры, основанной на нетерпимости к любым формам насилия и дискриминации, в том числе буллинга.

В заключение
Школьное насилие в любых его проявлениях крайне опасно. Поэтому особое внимание профильного министерства к этой проблеме можно только приветствовать. Но известно, что между словом и делом в государстве порой лежит большая пропасть. К тому же ни для кого не секрет, что для руководителя любого ранга (так уж у нас повелось), в том числе для директора школы, «выносить сор из избы» крайне некомфортно. Как представляется, лишить буллинг психологической почвы в школе можно только тогда, когда из стен школы уйдет страх. Не только детский, но и страх взрослых. Не должен бояться педагог или директор честно говорить о внутренних проблемах класса или школы. Школа не должна бояться наказания, грубого окрика чинуши за то, что сама выявляет и сама пресекает. Зрелый педагогический коллектив, как правило, сам способен в любой ситуации принять нужные воспитательные меры. И в этом смысле госчиновникам от образования в высоких кабинетах для реального решения сложных школьных проблем нужно не только издавать приказы. По отношению к современной школе, ее ценным педагогическим кадрам необходимы как государственный подход, так и простая житейская мудрость. Поэт древнеримской эпохи Квинт Гораций много веков тому назад сказал об этом так: «Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки».

Игорь Ворон, юрист.